Сибирские огни, 1994, № 1-2
копируют суть конторы, в которой служат прибывшие из будущего исследователи, но и ее дух. И не просто копируют, а «каким-то образом копируют все самое плохое», прежде всего — взаимоотно шения и стиль жизни, присущие командно-бюрократической сис теме второй половины XX века. Красноречивых тому подтверждений в повести немало. Экипаж транстайма то и дело натыкается на хорошо знакомое им по сов ременности демагогическое словоблудие новоиспеченных чиновни- ков-дзяпиков, стремление их полагаться на «авось». Осваивая командно-бюрократическую систему, дзяпики берут на вооруже ние и такие, например, важные ее атрибуты, как очковтиратель ство, показушничество, ложь во спасение планов и отчетов. «Ради благородных целей прогресса и гуманности ни в коем случае нельзя отказываться даже от явной лжи,— внушает одно му из исследователей некое первобытное Ответственное Лицо, инспектирующее строительство СКВ.— Хорошо бы, конечно, при менять ложь незаметно, но ведь это не всегда возможно. Тут и думать придется, да и времени нет...» Характерна для «развитого» бюрократического социализма, ко торый с таким воодушевлением внедряют у себя дзяпики, и, о позволения сказать, «ремонтная» психология, исходящая из «це*, левой» лжи: « — Сначала забьем серебряный костыль, отпразднуем, отсалю туем, отрапортуем, а потом будем ждать смету на капитальный ремонт этой дороги. И часть дороги все-таки сделаем на эту; смету. — А что дальше? ( — Дальше? А дальше, возможно, что Эта дорога и не потре буется, и о ней все забудут. Вот тебе и экономия человеческого труда. Высвобожденных научной революцией дзяпиков мы пере бросим на ремонт улиц. А ремонт улиц, как известно, дело на дежное и вечное». (Вот уж — воистину!). Что ж, все это вполне соответствует лозунгу «Твори, выдумы вай, пробуй. Не бойся бессмысленной работы», брошенному в массы дзяпиков их руководителями и который в устах таких, например, как бывший вождь племени, а с началом строительства СКВ — его начальник, Эхразещераз, отлично ведающих, что тво рят, звучит настолько же призывно-лицемерно, насколько и изде вательски. Подобного рода примеров привести в повести можно немало, Но и без того, надеюсь, совершенно ясно, что перед нами соци ально-политическая сатира «развитого застоя», брежневского, ус ловно говоря, социализма, ярким и зловещим символом которого становится в произведении культ Инструкции. «Поклонение старым богам и идолам утратило всякую попу лярность. Вместо этого по утрам, в обед и на сон грядущий дзя пики пели славу божественному параграфу за нумером таким-то. Культ Всеобъемлющей Непорочной Девы Инструкции утвердился повсеместно... За ней, за этой каменной, вечной, тяжеловесной Инструкцией, жить было гораздо спокойнее, чем за широкой спи ной грозного, но вряд ли существующего бога. За ней не надо было ломать голову, не надо было брать на себя ответственность, Не надо было думать!» Хорошо узнаваемы в повести «Дзяпики» не только черты и приметы общественного бытия 70-х годов, но и некоторые харак терные социальные типы того периода, как бы списанные с на туры, Такие, скажем, как «непотопляемый» в любую эпоху при 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2