Сибирские огни, 1994, № 1-2
окажется некоей реальной структурой, процессом и т. п. Если перейти от выдуманного примера собственно к человеку, то это будет культура (традиции, нормы, ценности и т. п.). Экран — наш внутренний мир; устройство, определяющее функционирование сис- темы — культура; оператор — рефлексия. Причем, заметим, одно временно занимать обе позиции нельзя, а посему одна — не может заменить другую. Итак, последовательная, целенаправленная рефлексия, «обсле дующая» мир идеального, всегда и везде зафиксирует в конце концов три элемента: некое идеальное надиндивидуальное нача ло — «логос», Бог-Отец и т. п. (с арефлексивной позиции — это культура); самого индивида, внутренний мир которого так или иначе «подчинен» указанному началу; наконец собственно рефлек сия, выступающая своего рода каналом связи между надиндиви- дуальным и индивидуальным, душой. Спрашивается теперь, как представит мессиански настроенный человек («Я на то родился и на то пришел в мир...») свой так сказать статус бытия? Если при этом способом познания этого бытия выступает рефлексия?. Вариант здесь, по-видимому только один — та или иная форма троичного толкования божества. Троица поэтому есть своего рода культурная матрица, «за ставляющая человеческую духовность принимать форму рефлек сии. Образцом в этом смысле является сам Христос евангелистов. Достаточно указать на сцену моления в Гефсиманском саду. Труд но найти в художественной литературе более выразительное (за исключением, возможно, гамлетовского «Быть иля не быть») изо бражения рефлектирующего человека в ситуации трагического выбора. Отнюдь поэтому не случайны те ожесточенные споры вокруг догмата троичности, которые столь характерны особенно для сред невековья, но, фактически, сопровождают всю историю христиан ского вероучения. Ведь то или иное толкование Троицы задавало «схему» личностного выбора, определяя характер его рефлексив ного сознания. Можно в связи с этим, в частности, утверждать, что европейские гражданские свободы, лабильность европейского общества своим утверждением в немалой степени обязаны став шему ^господствующим на Западе толкованию, согласно которому Святой Дух исходит в равной мере и от Бога-Отца и от Бога- Сына. Напротив, принятое на Востоке исхождение Святого Духа только от Бога-Отца стало мощным фактором, укреплявшим тра диционность, «неподвижность» сложившихся там обществ. Так что католические симпатии П. Я. Чаадаева отнюдь не беспочвенны, не произвольны. Они не плод экстравагантного характера и не дань «низкопоклонства» перед Западом, Стоит поразиться точности его культурологической интуиции, позволявшей чаадаевскому ана лизу проникать в са;.:ые скрытые и тонкие механизмы социального развития. Перейдем к заключению. Согласно давнишней традиции анализа сущность христианства заключается в отчуждении и переносе на небеса человеческой сущности. Как однако понимать сущность че ловека? Христианство вознесло на небо культурно-историческую сущность человека, связало реального эмпирического индивида с культурой самой прочной какая, только возможна, связью. До вольно трудно найти адекватные вербальные конструкции, чтобы пояснить сказанное. Возможно, оптимальный способ, прибегнуть к помощи художественной литературы. В данном случае используем отрывок из «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, «Вы не пони- 156 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2