Сибирские огни, 1994, № 1-2
физические законы и константы. Для их вербального выражения скорее подошел бы термин «логос». В рефлексии мысль обнару живает свою «жесткую» структуру, свою логику. Истоки этой жесткости, другими словами, объективности — не в физическом мире. Но где? Возможны два ответа на поставленный вопрос. Первый—с момента своего возникновения —давала традиция объективного идеализма в философии. Персонифицируйте то инди видуальное идеальное начало, о котором толкует любая форма объективного идеализма, и вы получите Бога. Причем, именно Бога-Отца, ибо это идеальное начало совершенно адекватно вос принимается как нечто порождающее, властное по отношению к индивиду. Почему так происходит станет понятным, если мы, реализуя второй подход, взглянем на ситуацию с арефлексивной позиции. Тогда то, что с рефлексивной позиции воспринимается как объек тивная идеальная форма, проявит себя как культура, то есть форма человеческой деятельности. Поясним сказанное при помощи следующего искусственно скон струированного примера. Представим себе экран вроде тех, кото рыми оснащены компьютерные игральные автоматы. С пульта осу ществляется управление появляющимися на экране рисунками или фигурками. Допустим так же, что движение фигурок по экрану определяется не только командами с пульта, но и некой собствен ной программой. Причем эта последняя «сильнее», чем задаваемая с пульта. Оператор, таким образом, обнаружит, что фигурки на экране^ лишь отчасти подчиняются его воле. Оказывается, в значи тельной мере, движение фигурок на экране само подчиняет себе действия оператора. Сделаем, наконец, последнее допущение; наш оператор не знает принципиальной схемы, конструктивных особен ностей, программы и т. п. устройства, с которым он имеет дело. Спрашивается, как, в каких формах будет осознавать оператор происходящее? Не воспроизведет ли он те подходы и суждения, которые мы находим у Платона, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и т. д.? Думается, именно так дело и будет обстоять. Весьма показательно в данном отношении, что и до сих пор творцы ка ких-либо культурных новаций часто осознают себя посланцами высших, надчеловеческих сущностей. «Мне даже пришло в голо ву,— говорит, к примеру, один из таких современных новаторов,— что какая-то неведомая сила решила привнести эту модель со сте пенными функциями в мир и избрала меня своим агентом... Мне как бы был подброшен аппарат, который удалось затем так эф фективно использовать! Спрашивается, почему именно мне, кото рый занимался рефлексией, пришла в голову мысль изображать импликации именно такими степенями, которые объективно оказа лись на верном пути. И ведь это не было одномоментным озаре нием, напротив, это было какое-то растянутое во времени озаре ние, был целый набор случайностей, которые тем не менее направ ленно вели к результату. Можно ли сказать, что все это моя слу чайная выдумка? Нет, нельзя, потому что начинаются эксперимен тальные исследования, подтверждающие, что был избран весьма эффективный путь. Более того, не видно другого пути». Иное объяснение даст, однако, «специалист», имеющий пред ставление о принципах действия нашей придуманной конструкции. Картинки на экране, поведение оператора он «выведет» из тех или иных структурных особенностей системы, заложенных в нее программ и т. п. То, что для оператора будет выглядеть как «логос», «мировая воля» или «идея», с точки зрения «специалиста» 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2