Сибирские огни, 1994, № 1-2
да, довольно плохим философом. Но это не меняет сути дела. Хорошим философом она вообще быть не может. Существенно важно другое, а именно появление в массовом сознании принци пиально нового «измерения», не имевшей ранее в массе никакого распространения формы интеллектуальности. Можно провести сле дующее сопоставление. Налицо событие, не меньшее по своему значению и последствиям, чем, скажем, установление в обществе всеобщей грамотности. Первоначально она является уделом не многих: жрецов, элиты, «образованных классов», затем при опре деленных условиях превращается в необходимый навык всех чле нов общества. Тем самым цивилизация поднимается на качествен но новый во всех отношениях уровень. Распространение христианства тоже подняло цивилизацию на более высокий уровень, сделав каждого человека причастным некоторым образом к философство ванию. Формируется благодаря этому и новый тип личности, в иными ориентирами, и, быть может, самое главное, иными «ме ханизмами развития». Поясним сказанное более детально. Начнем с одного недора зумения. Для нашей философии и культуры в целом его послед ствия были весьма тягостными. Вместе с тем, здесь присутствовали определенные элементы комизма. Комична та попугайская бес смысленность, с которой в нашей (советской) философии повто рялось и тиражировалось это недоразумение. Имеется в виду так называемый «основной вопрос философии». Как хорошо известно, Энгельс считал таковым «вопрос об отношении мышления к бы тию». Корни данного вопроса Энгельс видел еще в первобытном сознании. «Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смер ти,— уже с этого времени они должны были задуматься об отно шения этой души к внешнему миру». Удивительным образом Энгельс не замечает ложности своей псевдогенетнческой реконструкции. Ведь он сам снабжает это рас суждение примечанием о том, что первобытный человек возлагает ответственность на реальных людей за поступки, которые приви делись ему во сне. Последнее —отмечаемый многими исследовате лями факт. Но отсюда, между прочим, следует, что первобытный человек не разграничивает реальный мир и собственную душевную деятельность. Сон и явь для дикаря наделены одним и тем же онтологическим статусом. В лучшем случае сон и реальность, жизнь и смерть разграничиваются сугубо пространственно. Свой внутренний мир дикарь настолько не выделяет из контекста окру жающей действительности, что наделяет принадлежащие ей явле ния человеческими свойствами. «Известно, что первоначально чело век не осознавал даже своего психического отличия от животных, Как сообщают этнографы, дикари обычно приписывают человече скую психику обезьянам, и один этнограф рассказывает, что когда он пытался убедить каких-то дикарей в том, что обезьяны не могут быть людьми, раз они лишены дара речи, эти дикари ничуть не были поколеблены в своем убеждении: обезьяны, объяснили они этнографу, притворяются неговорящими, чтобы их не заставили работать, так что они, конечно, не только люди, но еще и очень хитрые люди». Поэтому-то первобытный человек не мог ставить вопрос об от ношении души к внешнему миру. Представление о душе, как об 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2