Сибирские огни, 1994, № 1-2

Георгий АНТИПОВ ФИЛОСОФСКИЙ опыт ХРИСТИАНСТВА V ристианская религия уникальна. Уникальна не только ей присущими обрядностью, символикой и мировоззрением. Тут- то мы имеем дело как раз со «стандартной» уникальностью. Вень то же самое можно сказать о буддизме, исламе и т. д. По­ казательны в данном отношении издавна предпринимавшиеся по­ пытки эксплицировать «универсалию» религии. «Бог,— говорит Макс Планк,— правит одинаковым образом во всех странах». И кто бы не обращался к подобной задаче, результаты оказывались до­ статочно сходными. Для религиозного философа Владимира Со­ ловьева общим «свойством» всех религий, от грубого каннибала до самого совершенного праведника, является аскетизм — «одина­ ковое и всегда себе равное сыновнее отношение к высшему (в чем бы это высшее ни полагалось)». Но и создатель квантовой физики Маке Планк использует почти те же самые выражения. Религия, по его мнению, «основана на благочестивом страхе перед неземной силой, которой подчиняется человеческая жизнь и которая держит в своей власти наше благо и наши страдания». Поэтому, если уж поднимать вопрос об уникальности христиан­ ства, то следует указать на такие феномены или аспекты, которые характеризуют некоторым неповторимым образом не чисто внеш­ нее культурное его оформление, а, так сказать, структуру, способ существования данной конфессии. Думается, единственность хрис­ тианства заключается прежде всего в той роли, которую сыграла в его возникновении и эволюции философия. «Бог,— говорил Ге­ гель,— есть результат философии». Чтобы справедливость этого утверждения не вызывала сомнений, требуется внести только одно уточнение. Следует сказать: христианский Бог есть результат фи­ лософии. «Философской» религией христианство может быть названо еще и потому, что, как никакая другая религия, оно «тиражирует», делает массовым, близким и доступным для всех своих привер­ женцев философствование, то есть присущую собственно филосо­ фии форму духовности. Еыше мы взяли на себя смелость внести некие добавления в гегелевские суждения. Придется предпринять такую акцию еще раз. Теперь уже в отношении Ницше. Имеется ввиду его утверждение, согласно которому «христианство не что иное, как платонизм для «народа». Следовало бы, по нашему мне­ нию, придать высказыванию более общую форму: христианство есть не что иное, как философия для «народа». При этом нельзя молча пройти мимо слова «народ». Особенно в контексте, который привносит у Ницше упоминание античной традиции. Ведь философия греков — это область духовности, до­ ступная немногим. «Правители и философы»,— говорит Платон в 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2