Сибирские огни, 1994, № 1-2
Георгий АНТИПОВ ФИЛОСОФСКИЙ опыт ХРИСТИАНСТВА V ристианская религия уникальна. Уникальна не только ей присущими обрядностью, символикой и мировоззрением. Тут- то мы имеем дело как раз со «стандартной» уникальностью. Вень то же самое можно сказать о буддизме, исламе и т. д. По казательны в данном отношении издавна предпринимавшиеся по пытки эксплицировать «универсалию» религии. «Бог,— говорит Макс Планк,— правит одинаковым образом во всех странах». И кто бы не обращался к подобной задаче, результаты оказывались до статочно сходными. Для религиозного философа Владимира Со ловьева общим «свойством» всех религий, от грубого каннибала до самого совершенного праведника, является аскетизм — «одина ковое и всегда себе равное сыновнее отношение к высшему (в чем бы это высшее ни полагалось)». Но и создатель квантовой физики Маке Планк использует почти те же самые выражения. Религия, по его мнению, «основана на благочестивом страхе перед неземной силой, которой подчиняется человеческая жизнь и которая держит в своей власти наше благо и наши страдания». Поэтому, если уж поднимать вопрос об уникальности христиан ства, то следует указать на такие феномены или аспекты, которые характеризуют некоторым неповторимым образом не чисто внеш нее культурное его оформление, а, так сказать, структуру, способ существования данной конфессии. Думается, единственность хрис тианства заключается прежде всего в той роли, которую сыграла в его возникновении и эволюции философия. «Бог,— говорил Ге гель,— есть результат философии». Чтобы справедливость этого утверждения не вызывала сомнений, требуется внести только одно уточнение. Следует сказать: христианский Бог есть результат фи лософии. «Философской» религией христианство может быть названо еще и потому, что, как никакая другая религия, оно «тиражирует», делает массовым, близким и доступным для всех своих привер женцев философствование, то есть присущую собственно филосо фии форму духовности. Еыше мы взяли на себя смелость внести некие добавления в гегелевские суждения. Придется предпринять такую акцию еще раз. Теперь уже в отношении Ницше. Имеется ввиду его утверждение, согласно которому «христианство не что иное, как платонизм для «народа». Следовало бы, по нашему мне нию, придать высказыванию более общую форму: христианство есть не что иное, как философия для «народа». При этом нельзя молча пройти мимо слова «народ». Особенно в контексте, который привносит у Ницше упоминание античной традиции. Ведь философия греков — это область духовности, до ступная немногим. «Правители и философы»,— говорит Платон в 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2