Сибирские огни, 1994, № 1-2
эовано 9 подвижников благочестия. В их подвиге проявились еле« дующие добродетели, послужившие основанием канонизации: «лю« бовь к ближнему, служение Отечеству, благотворительность и храмоздательство князя Московского Димитрия; постничество, ас кетический подвиг и творчество иконописания Андрея Рублева; строгая христианская жизнь, терпение и твердость в вере препо добного Максима Грека; забота о Церкви, смирение, постничество и пример почитания святых, данные митрополитом всея Руси Ма карием; старчество, молитвенность и подвиг ученого монаха — схиархимандрита Паисия Величковского; самопожертвование и бескорыстие, смиренномудрие и любовь к ближним Блаженной Ксении; труд просветителя, богослова, аскета и проповедника — святителя Феофана Затворника; образ пастыря, пример душепо печительства, сострадания, снисхождения к людям и верность Бо г у— схииеромонаха Амвросия Оптинского; глубокое богословство- вание, образ молитвенности и пример всецелой отданности для служения Богу епископа Игнатия Брянчанинова. («Канонизация святых». Загорск, 1988 г.). Этим же собором была создана комиссия по канонизации свя тых, в задачу которой вошла деятельность по подготовке мате риалов к последующим прославлениям новых подвижников благо честия. В результате работы комиссии позднее были канонизованы два российских патриарха Иов и Тихон. Патриархом Тихоном начинается ряд канонизаций, которые еще несколько лет назад были невозможны. Святейший Тихон был незаслуженно репресси рован с предъявлением нелепых обвинений. Сейчас он реабилити рован. На очереди — канонизация убиенных митрополитов Вениа мина Петроградского и Владимира Киевского. Летом 1990 г, состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви по случаю избрания нового патриарха вместо умершего святейшего; Пимена. Помимо избрания патриарха Собор рассмотрел назревшие во просы жизни Русской Православной Церкви. В их числе вопрос о канонизации праведника Божия протоиерея Иоанна Кронштад- ского. Канонизация и прославление нового святого происходили а Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Это на сегодня — последний святой, канонизованный в Русской Православной Церкви. До на стоящего времени невозможность его канонизации имела место по причине монархических взглядов о. Иоанна и наёешанных на него ярлыков «черносотенец», «мракобес» и т. п. В жизни же это был народный священник. Он всегда был там, где горе, нужда, болезнь. По его молитвам исцелены многие тысячи людей. Именно этой стороной своего, подвига он известен народу. Но была еще другая, более сокровенная сторона подвижничества: особое живое восприятие литургии, глубокое переживание ее смысла и симво лики. При ежедневном служении эта сторона подвига Кронштад- ского пастыря давала высшую силу его молитве. Его молитва особенно об исцелении исполнялась нередко на виду у людей, что делало отца Иоанна вождем уверования в эпоху начинающегося упадка веры. Среди сонма святых земли Русской имеются подвижники всея существующих ликов. Ни одна православная церковь в мире не имеет у себя столько небесных покровителей. И мы верим, что силою их молитвы Русская Православная Церковь преодолеет все искушения и трудности, как преодолевала их и до сих пор. Этой Всепреодолевающей духовной силой она будет способствовать воз рождению духовности и русской культуры, 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2