Сибирские огни, 1994, № 1-2
ке говорит о разрушении старинных отношений между святостью и миром. В трудовую аскезу включается и книжный труд. Ува жение к духовному просвещению было велико. Но немногие по движники достигли учености (Авраамий Смоленский, Стефан Перм ский, Дионисий Троицкий, Максим Грек). Зато многие из них были иконописцами. Самой глубокой печатью русской святости является образ уни чиженного Христа. Многочисленность святых мирян, евангельский образ их подвига говорят, что сияние лика Христа не ограни чивалось стенами монастыря, а пронизывало всю толщу народной жизни. Древняя Русь была сильна простой и крепкой верой, до конца утоляемой в ограде Церкви, в ее быте и в ее узаконенном подвижничестве. «Святое беспокойство» и «богоискательство» (в которых иногда склонны видеть суть русской религиозной души) — явления нового времени. В синодальный период создавшийся хо лодок в отношениях между иерархической Церковью и народной религиозностью не погубил святости, начавшей пробуждаться от летаргии XVII в. Среди монастырей с приходившей в упадок иноческой жизнью всегда находился лесной скит или келия затворника, где не уга сает молитва за весь мир. И народная любовь отмечает их. В пустынь, скит, келию к старцу или в хибарку блаженного сте кается народное горе с жаждой преображения убогой жизни, чуда, благодати, исцеления. Преподобный Серафим Саровский излучает богатство Духовных даров. К нему тянется не одна темная сер мяжная Русь. Он распечатал ту синодальную печать, которая бы ла наложена на русскую святость. Наше поколение чтит в нем величайшего из святых Древней и Новой Руси. Явление преподоб ного в обстановке XVIII—XIX вв. воскрешает мистические тра диции, заглохшие уже в Московской Руси. В XVIII в. старец Паисий Величковский возрождает «умную» молитву, став отцом русского старчества. Оптина и Сэров —центры духовной жизни России. «Откровен ные рассказы странника» — безымянное свидетельство практики умной молитвы в середине XIX в,, вне монастырских стен, в среде странников и одиноких пустынножителей. Старчество становится преемником духовных даров и служения миру, наставляя и мона шествующих и мирян к духовной жизни, соединяя умное делание с мирским бытом. У преподобного Серафима соединяется глубо кая традиционность с пророческим обетованием нового. Он своим пасхальным приветствием радости свидетельствует о новых духов ных временах. В эти времена (а они уже наступают) Русская Пра вославная Церковь становится лицом к лицу со своим новым .предназначением. Это предвидел даже светский глубокий исследо ватель русской святости Георгий Федотов, развенчавший миф об отсталости древней Руси. Он писал: «...придет время, и Русская Церковь встанет перед задачей нового крещения обезвоженной России. Тогда на нее ляжет ответственность и за судьбы нацио нальной жизни. Тогда окончится двухвековая отрешенность ее от общества и кульеуры. И опыт общественного служения древних русских святых приобретает неожиданную современность, вдохнов ляя Церковь на новый культурный подвиг» (Г. Федотов. «Святые древней Руси»). В новейшее время, как уже отмечалось выше, неоднократно имели место канонизации новых святых. Кроме того в 1988 году празднование 1000-летия крещения Руси ознаменовалось Поместным .Собором Русской Православной Церкви, на котором было канони- 6 ' 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2