Сибирские огни, 1994, № 1-2
хлючить следующее: юродивые в Москве были многочисленны и составляли особый класс. Общее к ним уважение, носимые ими вериги, совершенно изменили в русских условиях смьпл древне христианского юродства. Теперь это уже менее всего подвиг сми рения. В данную эпоху юродство принимает форму пророческого, в древнееврейском смысле, служения, соединенного с крайней ас кезой. Спецификой юродства остается п о с м е я н и е ми р у . Те перь уже не мир ругается над блаженными, но они ругаются над миром. В XVI в. подвигу юродства начинает усваиваться социаль ный, в дополнение ко всему, и даже политический смысл В древ ности святые князья строили государство и стремились к осущест влению в нем правды. Московские князья упрочили это государст во весьма крепко, Церковь всецело передает государственное строительство царю. Но на торжествующую в мире и государстве неправду восстает христианская совесть, которая выносит свой суд тем свободнее и авторитетнее, чем меньше она связана с ми ром, чем радикальнее отрицает мир. Блаженные вместе со святыми князьями вошли в Церковь как поборники христовой правды в социальной жизни. Снижение уровня духовной жизни с середины XVI в. разру шительно коснулось и юродства. Юродивые уже встречаются реже, Юродство и монашество более сосредотачиваются на севере, тяго тея к своей Новгородской колыбели. Городами последних святых юродивых являются Вологда, Тотьма, Каргополь, Архангельск, Вятка. В Москве государственная и церковная власти относятся к блаженным уже с некоторым подозрением. Среди них уже при сутствуют лжеюродивые, натурально безумные или обманщики ту неядцы. Умаляется уровень празднования памяти уже канонизо ванных святых Христа ради юродивых. Синод вообще прекратил практику канонизации их. Лишаясь духовной поддержки, гонимое полицией, юродство спускается в простонародье и претерпевает процесс вырождения. За синодальный период Русской Церкви можно изучать историю духовной жизни, историю праведности,— но пока еще не историю святости. В то же время святость допетровской Русской Церкви представляется цельной и законченной. Процесс ее развития имел свое возрастание, свою вершину (XV в.) и свой упадок. Для этой цельной русской святости характерны светлая мерность, от сутствие радикализма, крайних и резких отклонений от древних христианских идеалов. В русском монашестве мы не видим жесто кости аскезы, самоистязания. Господствующая аскеза русских свя тых — это пост и труд. А от трудовой аскезы — один шаг до ас кезы хозяйственной. Отсюда — большое значение монастырей в в системе всего хозяйства страны. Соловки, Валаам и другие оби тели— это оазисы образцового хозяйства на основе последних достижений своего времени. Хозяйственная жизнь монастыря по лучает свое религиозное оправдание в его социальном служении миру. Иноки заповедают милостыню и благотворительность как условие духовного процветания: «Страннолюбия не забывайте». Служение монастырей и святых не ограничивается смягчением экономических язв и телесных недугов. Мир притекает к монасты рям и к святым в жажде очищения, желая хотя бы на время приобщиться к созерцанию духовной красоты (как это было бы актуально в наше время!). Бесстрашие святого перед властью (государственное исповедничество) — характерная черта русских преподобных княжеского и первого столетия царского периода рус ской истории. Мученический исход этого исповедничества в XVI ве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2