Сибирские огни, 1994, № 1-2
дома благочестивого изгоняются бесы, а дом злого покидают ан гелы. Подаренное царем золото он отдает не нищим (как, каза лось бы естественным ожидать), а чисто одетому купцу, ибо купец, утратив все свое состояние и голодая, не решается просить ми- лостыню. В гостях у царя Василия поданное ему питьё выливает в окно, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде. Не раз он является обличителем царя Ивана Грозного за его жестокости и по другим поводам. Так он кротко укорил царя за то, что тот, .стоя в церкви на молитве, мыслями был на Воробьевых горах, где строились царские палаты. Однажды блаженный пригласил царя к себе и стал его угощать сырым мясом и кровью. В ответ на от- . казы царя Василий, обнимая его одной рукой, показывает другой на возносящиеся на небеса души невинно замученных людей. Царь в ужасе взмахом платка приказывает остановить казни. Тогда страшные ясгза мясо и кровь превращаются в сладкий арбуз и вине. К моменту кончины Василий пользовался уже все народным почитанием. Погребен он был в Покровском соборе на Красной площади в Москве, который народная память переимено вала в храм Василия Блаженного. Ряд русских блаженных согласно житиям имеют немецкое про исхождение. К таковым можно отнести ростовского юродивого Исидора, Прокопия Усіюжского, ростовского блаженного Иоанна Власатого милостивого и других. Известно, что католический З а пад не знал юродства. Как ни парадоксальным кажется несение этого подвига перешедшим в православие немцем, опыт нашего времени показывает, что нередко православные немцы обнаружи вали настоящую русскую душу в славянофильстве и религиозной ревности. Но иностранное происхождение первого юродивого Про копия Устюжского весьма сомнительно. В XVI в. неотъемлемой принадлежностью юродства стало обли чение сильных мира сего. Ярко передает псковская летопись бесе ду блаженного Николы с Иоанном Грозным. Когда Пскову грозила участь Новгорода, этот юродивый вместе с наместником велели ставить на улицах столы с яствами и с поклоном встречать царя. Когда после молебна царь зашел к блаженному благословиться, Никола поучал его «ужасными словесы еже престати велия кро вопролития». Когда Никола поставил угощение из мяса, царь стал отказываться, ссылаясь на пост, юродивый возразил вопро сом: «А кровь христианскую пьешь?» Когда Иоанн Грозный рас порядился снять колокол с храма Св. Троицы, несмотря на быв шие предупреждения, у него тотчас пал лучший конь «по проро честву святого». Иностранные путешественники нередко пишут о политическом служении юродивых. Так в 1588 г. Флетчер писал: «Кроме мона хов, русский народ особенно чтит блаженных («юродивых»), и вот почему: блаженные, подобно пасквилям, указывают на не достатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, кото рую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это было с одним-двумя в предшествующее царствование за то, что они уже слишком смело поносили правление царя». Об огромном уважении русского народа к блаженным в нача ле XVI в. Герберштейн пишет: «Юродивые ходили нагими, среди на тела у них закрыта тряпкой, с дико распущеными волосами, железной цепью на шее. Их почитали и пророками — явно обли чаемые ими говорили: « Э ю по грехам моим». Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили». Из этих описаний можно за- 6 Сибирские огни, № 1—2—94 г* 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2