Сибирские огни, 1994, № 1-2

Первым настоящим юродивым на Руси, т. е, с самостоятельным подвигом юродства был святой Прокопий Устюжский (XIV в.). Его юродство, согласно житию, навлекает от людей «досаду и укоренив и биение в пхание», но он молится за своих обидчиков. Житие свое он ведет настолько жестокое, что с ним не может сравниться самый суровый монашеский подвиг: не имеет кровли над головой, ночует на паперти соборной церкви. По ночам Про­ копий тайно молится, прося у Бога «полезных граду и людям». Немного пищи принимает от богобоязненных людей и ничего — от богатых. Он обладает пророческим даром прозорливости и однаж­ ды возвестил гнев Божий на город «за беззаконные и неподобные дела». Никто не слушает его призывов к покаянию, и Прокопий в молитвенном плаче за город целые дни пребывает на церковной паперти. Только когда нашла на город тьма и страшная туча, а земля затряслась, все побежали в церковь. Общая молитва перед иконой Богородицы отвратила Божий гнев, и каменный град раз­ разился в двадцати верстах от Устюга, где столетия спустя еще можно было видеть поваленный лес. Неотъемлемый от юродства дар прозорливости проявляет и в другом эпизоде. В страшный мороз, каких не знали устюжане, когда замерзали люди и скот, Прокопий испросил приюта у кли­ рошанина Симеона, отца будущего святителя Стефана. В этом доме он предсказывает Марии, жене Симеона, о рождении от нее святого сына. В общении с людьми в юродивом нет ничего суро­ вого и мрачного. Он целует хозяина, приветствуя словами: «Брате Симеоне, отселе веселися и не унывай». Устюжское предание приводит первого русского юродивого из Новгорода, и это не случайно. Новгород — родина русского юрод­ ства. Блаженные XIV — начала XV вв. связаны все с Новгородом. Здесь, в частности, в XIV в. юродствовали Никола Кочанов и бла­ женный Феодор. В то время Новгород «славился» систематически­ ми драками на городском мосту через реку Волхов, в которой сталкивались жители Софийской и Торговой сторон города. Бла­ женные Никола, живший на Софийской стороне, и Феодор, живший на Торговой стороне, очень живо пародировали этот народный по­ рок. Они переругивались и перебрасывались через Волхов. При попытке одного из них перейти мост другой гнал его назад: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Предание говорит, что пос­ ле таких пародированных боев блаженные иногда возвращались каждый на свою сторону не через мост, а прямо по воде, «яко по суху». В 15 верстах от Новгорода в Клопском-Троицком мо­ настыре подвизался блаженный Михаил, являвшийся провидцем, а житие его было собранием пророчеств юродивого. В числе их — провидение рождения Иоанна III и предсказание о гибели Новго* родской свободы. В ряду московских юродивых XV в. дает блаженного Макси­ ма, а XVI в.— Василия Блаженного и Иоанна (по прозвищу Большой Колпак). Единственным источником, позволяющим озна- кбмиться с народным русским идеалом блаженного, является жи­ тие упомянутого выше Василия. Свою прозорливость он проявил уже в детстве, посмеявшись и прослезившись над купцом, зака­ завшим себе сапоги: купца ожидала скорая смерть. На рынке Василий уничтожает товар, наказывая недобросовестных торгов­ цев. Все его поступки имеют таинственный, скрытый, мудрый смысл, который был выражением духовного видения. Блаженный швыряет камни в стены жилища добродетельного христианина и целует стены дома злого человека. Это объясняется тем, что из 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2