Сибирские огни, 1994, № 1-2
связанными тесной духовной дружбой. Юный Глеб всегда пребы вает рядом с Борисом, слушая его день и ночь. Борис читает жития святых, особенно мучеников, моля Бога о том, чтобы ходить по его их стопам. Князья отличаются милостынею и нищелюбием. Но все эти факты огсутствуют в распространенном тогда на Руси «Сказании о мучениках», составленном монахом Иаковом. Это говорит о том, что не просто христианское благочестие князей, а лишь смертный подвиг их остается в народной памяти. Рассматри вая причину такого подхода, легко здесь увлечься ближайшей морально-политической идеей: послушание старшему брату. Слова ми летописи Борис говорит дружине: «Небуди мне возпяти руки на брата своего старейшего»... Нравственный вывод автор летопи си делает такой: «высоко покорение, еже стяжаста святая к ста рейшему брату... Мнози бо суть ныне детески князи, не покоряю- щеся старейшим и супротивящеся старейшим им; и убиваеми суть; ти не суть такой благодади сподоблени, яко же святая сия». Память этих мучеников — голос совести в обстановке междо усобиц, не ограниченных никаким законом, голос, дающий нравст венный образец для подражания. Но этот политический мотив старшинства должен предостеречь от его религиозной переоценки. Известно, что начало старшинства не было действенным в княже ской среде. Преступный брат не мог требовать повиновения себе. Сопротивление ему было всегда оправдано. Таково праведное мще ние Ярослава в наших житиях. С другой стороны, популярные на Руси династии создавались по линии младших сыновей: Всеволо довичей, Юрьевичей, Даниловичей. Добровольная смерть Бориса и Глеба не могла быть их политическим долгом. Размышления Бо риса по «Сказанию» дают евангельское обоснование подвига страстотерпцев. Он говорит о смирении: «Господь гордым проти вится, смиренным же дает благодать; о любви: «Иже рече: Бога люблю, а брата своего ненавидит, ложь есть», или «Совершенная любы вон измещает страх». Подчеркивается также аскетическая оценка суеты мира и бессмысленности обладания властью. Еще сильнее переживается Борисом идея мученичества: «Аще кровь мою пролиет, мученик буду Господу моему». Ночью накануне убийства он вспоминает о мученичестве Никиты, Вячеслава и Вар вары, убитых от руки своих близких родных. У Нестора Борис — «сообщник страсти Христовой». Здесь очевидна евангельская идея вольной жерты за Христа (хотя и не за веру Христову). Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, религиозное от крытие новокрещенного русского народа. Через жития святых страстотерпцев, как через Евангелие, образ кроткого страждущего Христа вошел в сердце русского народа навеки. Борис и Глеб впервые на Руси выявили чин с т р а с т о т е р п ц е в — один из самых парадоксальных ликов русских святых. Не противление смерти сообщает характер вольного заклания насиль ственной кончине и очищает закланную жертву там, где младенче ство не дает естественных условий чистоты. Здесь не делается различия между смертью з а в е р у во Христа и смертью в по- с л е д о в а н и и Христу. И последняя особенность почитания страс тотерпцев — по кончине они становятся во главе небесных сил, обороняющих русскую землю от врагов: «Вы нам оружие, земля Русская забрала и утверждение и меча обоюду остра, има же дерзость поганьскую назлагаем» «Сказание». Кто читал житие благоверного князя Александра Невского, помнит описание виде ния Пелгусия в ночь перед Невской битвой (1240): Борис и Глеб находятся в ладье посреди гребцов, «одетых мглою», положив ру 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2