Сибирские огни, 1994, № 1-2
танков являлось лишь одним, но необязательным из возможны* условий прославления святого. О нетлении мощей следует заме* тить, нто Церковь чтит как кости, так и нетленные тела святых одинаково именуемые мощами. Это наименование останков святых означает мощь, силу, сверхъестественное проявление ввиду их при* частности Божией благодати. Церковный историк Голубинский при* водит примеры нетленных (княгиня Ольга), тленных (Серафим Саровский) и частично нетленных (Дмитрий Ростовский) мощей, Известны случаи и естественного нетления мумификации тел, ни* чего общего со святыми не имеющих, на некоторых кладбищах Кавказа, Сибири и Франции. Хотя Церковь всегда видела в не тлении святых особый дар Божий, видимое свидетельство их сла вы, в Древней Руси не требовали этого чудесного дара для кано низации каждого святого. В синодальную эпоху в общем мнении укоренилось неправильное представление о том, что все почивающие мощи угодников Божиих являются нетленными останками. Впер вые это заблуждение опроверг Санкт-Петербургский митрополит Антоний и Святейший Синод при канонизации преподобного Сера фима Саровского. Несмотря на это и на соответствующие разъяс нения в народе продолжали бытовать прежние взгляды. Поэтому результаты кощунственного вскрытия мощей большевиками в 1919—20 гг. явились для многих разочарованием. Древняя Русь трезвее и разумнее смотрела на этот вопрос, чем новые «просве щенные» столетия, когда и просвещение и церковная традиция страдали от взаимного разобщения. С петровских времен русская культура развивалась в двух обособленных друг от друга направлениях, и ни одно из них нель* зя назвать худшим. Они могли бы плодотворно взаимовосполнять ся с великой взаимной пользой, но этого не произошло. Одна ветвь культурного развития делала упор на просвещение класси ческое, ее можно было бы назвать дворянской. Если Петр Первый требовал от дворян отдачи общественной, государственной служ бы, то при его преемниках вышел указ «О вольности дворянской»,, рассматривавший государственную службу дворян не как обязан ность, а как дело их доброй воли. Свободные от государственной службы дворяне имели время, а следовательно, возможность, ус ваивать плоды мировой культуры, и, таким образом, они стали носителями этой культуры в русских условиях. Другая ветвь раз вития культуры основывалась на византийских церковных тради циях и была ближе к простому народу, а также служила основой образования для духовенства. Следует отметить очень высокий уровень образования и культурного достижения в обоих этих на правлениях. Но их разобщенность влекла за собой взаимные обви нения в примитивности, ограниченности и бескультурии. Предста вители этих направлений не общались ни в какой сфере жизни* Просвещение и церковная традиция противостояли друг другу, Известно, что такие столпы духовности в разных ее аспектах, та кие великие современники как Пушкин и преподобный Серафим Саровский не знали даже о существовании друг друга. И опять приходится обратиться к мысли, что древняя русская мудрость превосходила просвещение новых времен. Кого видит современник в лице святых Бориса и Глеба, в лице Александра Невского? В первых он увидит лишь жертв княжеских междо усобиц, а во втором —русского героя-полководца. Но в чем же их подвиг как святых? Летописец Нестор, стремясь к житийной полноте изложения, сообщает некоторые сведения из жизни кня зей Бориса и Глеба до убиения их. Они показаны летописцем 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2