Сибирские огни, 1994, № 1-2
ционального движения. С XVII в. прерогатива канонизации при надлежит патриарху с Освященным собором при нем. В XVIII в. единственной канонизационьой инстанцией является Святейший Си нод. Петровский Духовный регламент уже относится к канониза ции весьма сдержанно. Правда, по инициативе Петра Первого были канонизированы двое святых: преподобные Васснан и Иона Партоминские Соловецкие чудотворцы (память 5/18 июня) в бла годарность за спасение во время бури на Белом море. Два по следних столетия синодального периода характеризуются весьма ограничительной канонизационной деятельностью. До Николая Вто рого было канонизировано всего четверо святых. В последнее же царствование с направлением личного благочестия императора канонизации следуют одна за другой: семь новых святых за одно царствование. Из них трое явились немеркнущей славой Русской Православной Церкви — это преподобный Серафим Саровский, священномученик патриарх Гермоген и святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Границей современного периода канонизации святых является Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 гг., канонизовавший святителей Софрония Иркутского и Иосифа Аст раханского. В 1977 г. был канонизован равноапостольный Иннокен тий, митрополит Московский. Незадолго до этого в 1970 г. состоя лась канонизация святителя Николая архиепископа Японского. По существующей церковной традиции, канонизованные отдель ными церквами могут вноситься в святцы других церквей. В Рус ской Православной Церкви практикуется также соборное празд нование святых. В эти соборы входят все канонизованные ранее святые одной' местности соборы Киево-Печерских, Новгородских, Белорусских, Ростово-Ярославских, Костромских, Казанских, Смо ленских, Радонежских святых и др. Также следует упомянуть праздник Всех святых в земле Российской просиявших. В этот день Церковь чтит всех русских угодников Божиих вместе, как прославленных, так и неизвестных людям, но ведомых Богу. Ка нонизация осознается, как явление в Церкви святости Божией действующей через подвижников благочестия «Дивен Бог во свя тых Своих»,— возглашает богослужебный прокимен. Поэюму усло вием канонизации является проявление подлинной святости угод ника Божия. А свидетельством святости являются следующие признаки: 1. Вера Церкви в святость подвижников угодивших Богу, по служивших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Еван гелия (святые праотцы, отцы, пророки и апостолы); 2. Мученическая за Христа смерть или истязания за веру Христову (мученики и исповедники); 3. Чудотворения, совершавшиеся по молитвам подвижника или его святых мощей (св. чудотворцы); 4. Высота святительского служения (св. святителей); о. Высота заслуг перед Церковью и народом христианским (князья, цари и равноапостольные); 6. Праведная, святая и добродетельная жизнь (князья, препо добные) ; 7. Большое почитание народом еще при жизни; 8. Противостояние за веру до крови. Нередко началом канонизации являлось возникновение чудес от св. мощей. Мощами являются останки святых, сохранившиеся полностью или частично. Нередко мощи святых износились из зем ли уже после канонизации. Из этого следует, что наличие св. ос 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2