Сибирские огни, 1994, № 1-2

ционального движения. С XVII в. прерогатива канонизации при­ надлежит патриарху с Освященным собором при нем. В XVIII в. единственной канонизационьой инстанцией является Святейший Си­ нод. Петровский Духовный регламент уже относится к канониза­ ции весьма сдержанно. Правда, по инициативе Петра Первого были канонизированы двое святых: преподобные Васснан и Иона Партоминские Соловецкие чудотворцы (память 5/18 июня) в бла­ годарность за спасение во время бури на Белом море. Два по­ следних столетия синодального периода характеризуются весьма ограничительной канонизационной деятельностью. До Николая Вто­ рого было канонизировано всего четверо святых. В последнее же царствование с направлением личного благочестия императора канонизации следуют одна за другой: семь новых святых за одно царствование. Из них трое явились немеркнущей славой Русской Православной Церкви — это преподобный Серафим Саровский, священномученик патриарх Гермоген и святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Границей современного периода канонизации святых является Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 гг., канонизовавший святителей Софрония Иркутского и Иосифа Аст­ раханского. В 1977 г. был канонизован равноапостольный Иннокен­ тий, митрополит Московский. Незадолго до этого в 1970 г. состоя­ лась канонизация святителя Николая архиепископа Японского. По существующей церковной традиции, канонизованные отдель­ ными церквами могут вноситься в святцы других церквей. В Рус­ ской Православной Церкви практикуется также соборное празд­ нование святых. В эти соборы входят все канонизованные ранее святые одной' местности соборы Киево-Печерских, Новгородских, Белорусских, Ростово-Ярославских, Костромских, Казанских, Смо­ ленских, Радонежских святых и др. Также следует упомянуть праздник Всех святых в земле Российской просиявших. В этот день Церковь чтит всех русских угодников Божиих вместе, как прославленных, так и неизвестных людям, но ведомых Богу. Ка­ нонизация осознается, как явление в Церкви святости Божией действующей через подвижников благочестия «Дивен Бог во свя­ тых Своих»,— возглашает богослужебный прокимен. Поэюму усло­ вием канонизации является проявление подлинной святости угод­ ника Божия. А свидетельством святости являются следующие признаки: 1. Вера Церкви в святость подвижников угодивших Богу, по­ служивших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Еван­ гелия (святые праотцы, отцы, пророки и апостолы); 2. Мученическая за Христа смерть или истязания за веру Христову (мученики и исповедники); 3. Чудотворения, совершавшиеся по молитвам подвижника или его святых мощей (св. чудотворцы); 4. Высота святительского служения (св. святителей); о. Высота заслуг перед Церковью и народом христианским (князья, цари и равноапостольные); 6. Праведная, святая и добродетельная жизнь (князья, препо­ добные) ; 7. Большое почитание народом еще при жизни; 8. Противостояние за веру до крови. Нередко началом канонизации являлось возникновение чудес от св. мощей. Мощами являются останки святых, сохранившиеся полностью или частично. Нередко мощи святых износились из зем­ ли уже после канонизации. Из этого следует, что наличие св. ос­ 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2