Сибирские огни, 1994, № 1-2

самоуглублением. Синодальный период, казалось бы, неблагоприят­ ный для оживления русской религиозности, принес оживление святости. Он дал таких светочей духовной жизни, как Дмитрий Ростовский, Паисий Величковский, Тихон Задонский. Замерзшую русскую духовную жизнь согревают Оптина пустынь и Сэров. Се­ рафим Саровский и оптинские старцы воскрешают русскую святость. Изучение русской святости является в наше время насущной задачей нашего христианского и национального возрождения. В святых земли русской мы чтим не только небесных покровите­ лей нашего Отечества. В них мы также ищем откровения нашего собственного духовного пути». Каждый народ имеет свое рели­ гиозное призвание, которое полнее всего осуществляется его рели­ гиозными гениями. Их идеал веками питал народную жизнь. Вся культура народа в конечном счете определяется его религией. Именно последнее позволяет найти ключ в русской святости, объ­ ясняющей многое в явлениях современной секуляризированной русской культуры. Большим заблуждением является тенденция рассматривать христианство только лишь как часть национального наследия, вне зависимости от самой сущности Евангельского уче­ ния. Но тогда и язычество в равной степени может претендовать на значение культурного феномена. Уникальность христианства во Христе и в Евангелии. Именно в этом ключе следует оцени­ вать каждую цивилизацию, основанную на христианстве, в том числе и русскую. Ставя перед собой задачу оцерковления русской культуры, ее обратного включения в тело Вселенской Церкви, мы должны найти ту особую ветвь на Лозе, которая отмечена нашим именем: русскую ветвь православия. Теперь о канонизации святых. Канонизация —это установлен­ ное Церковью почитание святого. Акт канонизации, будь он тор­ жественно провозглашенным или безмолвным, не является опреде­ лением небесной славы угодника Божия. Он обращен к земной Церкви, устанавливая почитание святого в формах общественного богослужения. Известно церковное почитание и неведомых святых, слава которых не открыта на земле. На Руси, как правило, на­ родное почитание предшествует церковной канонизации. Какова же компетенция органов церковной власти в деле ка­ нонизации? В древней Церкви каждая епархия вела списки му­ чеников и святых (диптихи). Расширение почитания святых до пределов Вселенской Церкви было делом выбора всех городских епископальных церквей. Затем процесс канонизации централизу­ ется на западе — в Риме, на Востоке — в Константинополе. На Руси киевские и московские митрополиты-греки сохраняли за со­ бой право торжественной канонизации. А о канонизации митро­ полита Петра известно, что русский митрополит запрашивал пат­ риарха Цареградского. Со времен митрополита Макаия (1542—1563) канонизация как общечтимых, так и местных святых, становится прерогативой со­ боров при митрополите, впоследствии патриархе московском. Объ­ единение Руси под скипетром московских князей окрылило мос­ ковское национально-церковное сознание. Выражением высокого призвания Русской земли, ее святости были ее святые угодники Божии. Этим и объясняется назревшая необходимость в канони­ зации новых святых. После Макарьевских Соборов (1547—1549 гг.) количество святых земли русской удвоилось. По епархиям было предписано произвести «обыск» о новых чудотворцах. Четьи-Минеи и канонизационные соборы при митрополите Макарии—-две сто­ роны одного и того же канонизационного процесса церковно-на- і 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2