Сибирские огни, 1994, № 1-2
самоуглублением. Синодальный период, казалось бы, неблагоприят ный для оживления русской религиозности, принес оживление святости. Он дал таких светочей духовной жизни, как Дмитрий Ростовский, Паисий Величковский, Тихон Задонский. Замерзшую русскую духовную жизнь согревают Оптина пустынь и Сэров. Се рафим Саровский и оптинские старцы воскрешают русскую святость. Изучение русской святости является в наше время насущной задачей нашего христианского и национального возрождения. В святых земли русской мы чтим не только небесных покровите лей нашего Отечества. В них мы также ищем откровения нашего собственного духовного пути». Каждый народ имеет свое рели гиозное призвание, которое полнее всего осуществляется его рели гиозными гениями. Их идеал веками питал народную жизнь. Вся культура народа в конечном счете определяется его религией. Именно последнее позволяет найти ключ в русской святости, объ ясняющей многое в явлениях современной секуляризированной русской культуры. Большим заблуждением является тенденция рассматривать христианство только лишь как часть национального наследия, вне зависимости от самой сущности Евангельского уче ния. Но тогда и язычество в равной степени может претендовать на значение культурного феномена. Уникальность христианства во Христе и в Евангелии. Именно в этом ключе следует оцени вать каждую цивилизацию, основанную на христианстве, в том числе и русскую. Ставя перед собой задачу оцерковления русской культуры, ее обратного включения в тело Вселенской Церкви, мы должны найти ту особую ветвь на Лозе, которая отмечена нашим именем: русскую ветвь православия. Теперь о канонизации святых. Канонизация —это установлен ное Церковью почитание святого. Акт канонизации, будь он тор жественно провозглашенным или безмолвным, не является опреде лением небесной славы угодника Божия. Он обращен к земной Церкви, устанавливая почитание святого в формах общественного богослужения. Известно церковное почитание и неведомых святых, слава которых не открыта на земле. На Руси, как правило, на родное почитание предшествует церковной канонизации. Какова же компетенция органов церковной власти в деле ка нонизации? В древней Церкви каждая епархия вела списки му чеников и святых (диптихи). Расширение почитания святых до пределов Вселенской Церкви было делом выбора всех городских епископальных церквей. Затем процесс канонизации централизу ется на западе — в Риме, на Востоке — в Константинополе. На Руси киевские и московские митрополиты-греки сохраняли за со бой право торжественной канонизации. А о канонизации митро полита Петра известно, что русский митрополит запрашивал пат риарха Цареградского. Со времен митрополита Макаия (1542—1563) канонизация как общечтимых, так и местных святых, становится прерогативой со боров при митрополите, впоследствии патриархе московском. Объ единение Руси под скипетром московских князей окрылило мос ковское национально-церковное сознание. Выражением высокого призвания Русской земли, ее святости были ее святые угодники Божии. Этим и объясняется назревшая необходимость в канони зации новых святых. После Макарьевских Соборов (1547—1549 гг.) количество святых земли русской удвоилось. По епархиям было предписано произвести «обыск» о новых чудотворцах. Четьи-Минеи и канонизационные соборы при митрополите Макарии—-две сто роны одного и того же канонизационного процесса церковно-на- і 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2