Сибирские огни, 1994, № 1-2
Протоиерей Евгений КАСАТКИН РУССКАЯ СВЯТОСТЬ Т ермины «святой» и «святость» восходят к Священному Пи санию (Библии), указывая на связь земного человеческого с верховной Тайной божественности. Человек святой посвя щает свою жизнь Богу и имеет на себе тот или иной отпечаток мира иного, жизни вечной. В христианском понимании святые — это не просто люди добрые, праведные, благочестивые, но прежде всего, причастные запредельной Реальности. Это, однако, не ли- щает их индивидуальных черт, присущих конкретному человеку, вписавшемуся в определенную историческую эпоху. Одновременно святые возвышаются над своей эпохой, указывая путь в будущее. В древнерусской святости формировался свой особый русский подвижнический образ, тип святости. Генетически он связан с об щехристианскими началами и византийским наследием, но, в то же время, он рано усваивает индивидуальные русские, черты. Византийская святость соприкасается с духом торжественности и, несмотря на сильное влияние иноческого аскетизма, она видит ся через пышную красоту священнодействия, отражающего на себе невечерний Свет Вечности. На Руси христианская духовность, сохранив аскетическую традицию Византии в лице преподобного Феодосия Печерского, усвоила такие духовные качества, как дея тельная любовь, служение людям и милосердие. Это можно видеть уже в первые десятилетия после св. князя Владимира. Это первый этап русской святости. Если центральной подвижнической лично стью этого периода был Феодосий Печерский, то таким же пред ставителем второго этапа мы видим преподобного Сергия Радо нежского. Для этого периода характерен подвиг мистического со зерцания: духовного самоуглубления молитвы, преображения лич ности через ее сокровенное единение с Богом. В третьем московском периоде основные тенденции первых двух периодов приходят в столкновение, воплотившееся в спор: Иосиф Волоцкий — Нил Сорский. Сторонники первого были выразителя ми социальной активности церкви, опираясь на поддержку мощной государственной власти, окрепшей после свержения монгольского ига. Представители другой стороны, Нила Сорского, «нестяжате ли», носители аскетического идеала, не отрицая значения социаль ного служения, не желали превращения Церкви в богатый ре прессивный институт и поэтому выступали против монастырского землевладения и против казни еретиков. Победа в споре была за иосифлянами, что повело к глубокому и затяжному кризису, создавшему предпосылки для раскола. Затем последовала другая ломка, связанная с реформами Петра Первого, когда патриарше ство на Руси было заменено духовной коллегией — Святейшим Синодом. Эти драматические эпизоды в истории русской святости однако не привели к гибели изначального русского духовного идеала, сочетавшего гармонически служение обществу с духовным 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2