Сибирские огни, 1994, № 1-2

ма точные слова В. В. Маяковского: «У советских собственная гордость — на буржуев смотрим свысока», т. е. эту «общность» уже не удовлетворяют ценности первой этической системы как достояния «третьего сословия». С другой стороны, если вспомнить слова Ф М. Достоевского о том, что «русский в Англии — англи­ чанин, в Германии —немец, во Франции — француз, а потому на­ иболее русский», станет ясно, что эту «общность» не привлекают и ценности второй этической системы, «традиционные» ценности, Эта пластичность, открытость русских, советских «во все стороны», их «нестяжательство» и дают надежду на спасение. После такого пространного отступления вернемся к конкретной истории. Как показывает анализ, «цивилизация» не выдерживает бремени свободы и периодически приходит в состояние упадка, в хаотическое состояние. Поэтому периоды революции,. являющиеся расцветом «цивилизации», сменяются «термидором», как стремле­ нием привести расстроенный общественный организм в некоторый порядок. И «восстание масс», по Ортеге-и-Гассету, вовлекая в «те­ атральную постановку» «хор», является механизмом упорядочива­ ния жизни, но это — уже трагедия. Такой трагедией было внедрение христианства в «массовое со­ знание» после спада «первой волны» революции и саморазложения «античной демократии». Поскольку «история мидян темна и непо­ нятна», давайте рассмотрим более близкую к нам «вторую волну», Ее гребень прошел через Европу в середине XIX века. Это была волна революций, в результате которых началось формирование европейской цивилизации. К началу XX века «вторая волна» на­ крыла Россию, и началось размывание российского самодержавия. Тогда мир двигался в оппозиции: Россия — Европа, и, как отме­ чает тот же Данилевский, в целом, «Европа была враждебна Рос­ сии», поскольку последняя ограничивала ее свободу. Этот период истории, по выражению О. Шпенглера, явился уже «закатом Европы», упадком той разрозненной, нецивилизованной еще, неинтегрированной Европы. Это был период всеобщей борьбы. Отдельные фрагменты формирующейся «цивилизации» так же, как осколки «тоталитарной империи», пытаются спастись «традицион­ но», т. е. националистически. Многим может показаться произвольным такое деление мира, этого атома, на «цивилизацию» и «империю», однако наблюдаемые при этом некая «внутренняя симметрия», гейзенберговская «неоп­ ределенность» и воровская «дополнительность» этих сторон мира не дают повода усомниться в верности такой методологии. Что касается самочувствия мира, то существенным для него оказывается внутреннее состояние «флагмана». Февральская рево­ люция 1917 года привела к освобождению России от «ига само­ державия» и к наступлению анархии, что не улучшило самочувст­ вие и Европы. И даже «октябрьский переворот», ознаменовавший наступление «новой эры в истории человечества», почти ничего не изменил. Состояние Европы продолжало ухудшаться. Даже поли­ тика НЭПа ничего не изменила и, как выясняется теперь, только подлила масла в огонь. Только с формированием нового самодержавия в России, само­ державия ВКП(б), этой псевдо-тоталитарности, на основе транс­ формации славянофильского триединства в новое — религиозный атеизм, диктатуру пролетариата и интернационализм,— революци­ онный пожар был потушен. И не новый «Нюрнбергский процесс» над несчастными пожарными, к чему призывают победители с «но­ вой площади», а всеобщее покаяние в причастности к этому пожару 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2