Сибирские огни, 1994, № 1-2
От такой перспективы нас может спасти только третья этическая система, отражающая ценности «третьего мира» где «несть ни эл лина, ни иудея», мира подлинной свободы, мира «целостной прав ды». Особенно отчетливо такая «схема» спасения проявилась в «русском сознании», и «коммюнотарность» — именно «русская идея». Так, по представлениям славянофилов, мир держится на «трех китах»: православии, самодержавии и народности. Само правосла вие зиждется также на троичности, на Святой Троице, подкрепляе мой «святоотеческими» заветами: «Бог-Отец — мое упование, Бог- Сын — мое прибежище, Бог-Дух святой — мой покров». Рациональ но такое трудно понять, гораздо проще навесить ярлык — «импер ское мышление», сдобренное «рабской психологией». Хотя, если посмотреть на историю, то можно увидеть, что чисто имперское мышление как идеология господства, преобладания на ции, владело, например, в одно и то же время немецким и япон ским народами. «Русская идея» только чисто внешне выглядит, как «имперская». Психологическая же характеристика «русского народа», как самого общительного и доброжелательного (в «не смутные» времена), снимает всякие подозрения в претензиях на господство, являющихся основным признаком «имперского мышле ния». Даже в самые жуткие времена сталинизма «русским совет ским» народом владела идея не господства, а спасения всего мира от «ига капитализма». Но это уже материалистическая интерпре тация «русской идеи». Что касается российского самодержавия, то как писал Н. Я. Д а нилевский, «...все показывает на то, что Россия не честолюбивая, не завоевательская держава, что в новейший период своей истории она большей частью жертвовала своими очевиднейшими выгодами, самыми справедливыми и законными, европейским интересам,— часто даже считала своей обязанностью действовать не как само бытный организм..., а как служебная сила». Но современные критики «русской империи» возражают против такой оценки, заявляя, будто бы «империя» подавляла народы, населяющие ее территорию, что подтверждается усилением «на ционально-освободительного движения» в России в революционные периоды ее истории. Да, чисто внешне все выглядит именно так. Но скажите, как иначе обеспечить мирное сосуществование такого немыслимого многообразия взаимоисключающих интересов различ ных этнических групп, живущих на своих исконных территориях, стремлений к суверенитету «культурных» типов, этика которых —■ ненависть к «чужаку» — исключает возможность достижения «кон сенсуса»? Неужели нас удовлетворяет такое «освобождение», когда в результате его территория России, СССР, превращается в арену непримиримой «борьбы всех против всех», в «российский Карабах»? И на то, что политика «консенсуса» бессильна в этой ситуации, указывают многочисленные «горячие точки планеты» — Балканы, Южная Африка, Центральная Америка, север Индии,— где меж этническая и религиозная борьба резко усиливается именно в ре волюционные периоды истории человечества. Так как самодержавие реализуется через «народ Божий», в ка честве которого еще вчера выступала «историческая общность людей», именуемая «советский народ», и последний на наших гла зах уничтожается, вполне естественно пробуждение стихии, выход ее из-под контроля самодержавной власти. Многие в настоящее время сетуют на то, что «русские —не на ция, а население», пеняют на то, что «у великороссов нет нацио нальной гордости». В отношении «гордости» можно привести весь 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2