Сибирские огни, 1994, № 1-2

ция Абсолюта», как мы это видим у Спинозы с его «творящей природой», позволяет сделать вывод о том, что человек в этой системе, по остроумному замечанию одного современного рациона- листа, «сын Хаоса и обезьяны», т. е. создан не «по образу Божье­ му», а является вполне заурядным существом, и без всякого ущер­ ба для этой самой «субстанции» мог бы и не «проявиться». В та­ кой концепции, действительно, нельзя вести речь ни о какой «истории», ибо «история» связана с Субъектом, с Личностью, а в интерпретации Спинозы и «иже с ним» «субстанция» — это бог Спинозы — не субъект, а объект, хотя и живой, но без рефлексии. К тому же, как известил нас Ф. Ницше, этот «старый бог умер!» Поскольку мы придерживаемся организменного принципа струк­ туры мироздания, опирающегося на русскую философию «Всеедин­ ства», а любой организм в процессе своего становления после за­ чатия проходит сначала вполне определенные стадии эмбрионального развития, рождения и детского воспитания, мы должны признать существование предыстории, когда мир находится как бы в живот­ ном состоянии. Поэтому собственно история начинается только с момента осознания обществом себя, как субъекта, личности, и таким моментом в прошлом является, нужно признать, возникно­ вение христианства. Почему именно —христианства, а например, не более раннего буддизма, иудаизма или более позднего ислама? Существует и масса других культур, и все они самоценны, как говорится, «мамы всякие важны, мамы всякие нужны». Дело в том, что лишь хрис­ тианская культура представила целостный образ человека. Посколь­ ку мир строится «по образу и подобию», понятно, насколько важен для человека этот образ. Человек же, как считали уже софисты,— «мера всех вещей». В нашем представлении человек — это существо, наделенное единственной свободой — свободой выбора, поэтому в связи с «ошеломляющим много-образием жизни» весьма существенна для него телеология, целеполагание, которая вплотную смыкается с ак­ сиологией, как системой ценностей. Христианская аксиология выдвинута на первый план в лице Иисуса Христа основную ценность — «образ Божий». Понятно, что возникновение этого «образа» — процесс не одномоментный. Он явился результатом обобщения того доисторического опыта, кото­ рый получило Человечество, созерцая на последнем этапе своего развития величественные руины античной «цивилизации», не вы­ державшей без-образия свободы. Давая человеку «образ Божий», христианство тем самым упорядочивает жизнь. СИНТЕЗ — САМОДЕРЖАВИЕ Возможно, революция —это кран экст- ренного торможения, за который хвата­ ется человечество, едущее в этом поезде, В. Б е н ь я м й н Одним из символов античной культуры является корабль, плы­ вущий в океане стихии. (Вспомним хотя бы «Одиссею» Гомера), Объединив этот символ с другим — театром,— можно себе пред­ ставить, что сценой для спектаклей является не надежная земля, а зыбкая палуба корабля. Человечество в рамках такой формализа« 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2