Сибирские огни, 1994, № 1-2
венного бытия, и в религиозном смысле более соответствует исламу. Как же устранить такой этический дуализм? Может быть, нуж но воспользоваться советом А. П. Чехова и «выдавливать из себя раба по капле», к чему призывают и либералы? Видимо, поэтому все революции протекают обычно в форме «культурной революции» путем преобразования внутреннего мира человека, путем трансфор мации его психологии, его сознания. Такое революционное преоб разование заключается в рационализации сознания, во внедрении в него идей освобождения, и «конец истории», как у Ф. Фукуямы, мыслится состоянием, которого достигает всеобщее либерализован ное «универсальное однородное государство», состоянием динами ческого равновесия в экономике с поддержанием высокого стан дарта потребления. Это «общество всеобщего потребления», и та кое «постиндустриальное общество», по мысли его идеологов, достигает «постисторического состояния», состояния всеобщего кон сенсуса, т. е согласия. Известно, что все революции проходят под знаменем свободы. Это исторические волны, разрушающие тоталитаризм, поэтому ос новной их девиз: «Пусть сильнее грянет буря!». Первая волна, которая смела первобытно-общинный строй, несла на своем гребне идею социального освобождения. Вторая, появившаяся приблизи тельно 300 лет тому назад, уничтожила феодальный абсолютизм и привела к экономическому освобождению людей. В настоящее вре мя наблюдается «третья волна», сопровождающая третью револю цию, которая, разрушая идеологию марксизма-ленинизма, этот бас тион социалистического тоталитаризма, на гребне своем несет пра восознание либерализма, в котором принципам гуманизма, как ус ловиям политического освобождения человека, отводится ведущая роль, при сохранении достигнутых ранее уровней экономического и социального освобождения. В «свободном обществе», фактически, реализуется лозунг Бернштейна: «Движение— все, цель —ничто!» Такова альтернатива христианской эсхатологии, христианскому телеологизму: не «конец света», а «конец истории», и не «Царствие Небесное», а «царство земное». Но здесь правомерно спросить: яв ляется ли такое «свободное», космополитизированное, деидеологи зированное, однородное общество открытым? И это далеко не праздный вопрос, поскольку, как известно даже из физики, «за крытые системы реградируют к хаосу». ТЕЗИС — СКЛОННОСТЬ К ПОРЯДКУ История —наставница жизни. Ц и ц е р о н Современная физическая наука, своей концепцией «Большого взрыва» подтверждающая религиозный постулат о «Божественном творении мира из ничего», позволяет нам даже «увидеть», что в самый начальный момент жизни Вселенная представляла из себя первозданный хаос элементарных частиц. Но против такой поста новки вопроса активно возражают метафизики-рационалисты. Ведь, если принять постулат о «Божественном творении», тогда нужно признать, что существовала и цель творения. То есть, сразу же возникает законный вопрос: зачем Бог сотворил мир? Концепция же рационального сознания, доказывающая, что Все ленная—это, в крайнем случае, лишь «проявление», «манифеста- 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2