Сибирские огни, 1994, № 1-2

понимаемых как «культурно-исторические типы», по Н. Я. Данилев-.. скому, такие, как, например, «культура майя». И, стало быть, ва всю историю человечества «цивилизаций» было только две: антич­ ная демократия, как доиндустриальное общество, и современная европейская демократия, «индустриальное общество». А вот «куль­ туры» выступают в этом аспекте как обломки тоталитаризма, как своего рода реликт, как застывший кусок лавы, правда, варящийся в собственном соку. «Цивилизация» стремится вовлечь «культуры» в сферу своего влияния и интегрировать ее. Блестящим примером успеха такой деятельности является интеграция Японии и стран Юго-Восточной Азии, стран буддистского Востока, в рамках евро­ пейской цивилизации. Но кроме «цивилизации» и «культур» на сцене незримо присут­ ствует в форме «мировой империи» еще и суперкультура как оплот тоталитаризма, как хранительница зерен тоталитарности. В обозримом прошлом таких империй было три; Священная Рим­ ская, Византийская и Российская. И в конечном счете, такое про­ тивостояние, вернее даже антиномия, «цивилизации» и «империи» как раз и отражает дуализм нашего мира на уровне макросистем, поэтому символ змеи, кусающей свой хвост, вполне уместен в представленной оппозиции. Этой оппозиции в какой-то мере соот­ ветствуют такие понятия, как «Запад» и «Восток», «Первый мир» и «Второй мир». Такое раздвоение мира носит фундаментальный характер, о чем говорят и совсем свежие исследования В. А Лефевра в области «рефлексивной психологии». С помощью своего «рефлексивного компьютера» он обнаружил наличие в мире двух этических систем, причем первая присуща западному человеку, а вторая — восточно­ му. И от этого никуда не уйти, поскольку такой «компьютер» реа­ лизован генетически, т. е. заложен в психологию людей. Западный, «цивилизованный», человек воспринимает разделение в мире на «добро» и «зло», как нечто неустранимое, данное свыше («Богу Богово, а кесарю кесарево»), и видит выход из этой «пи­ ковой» ситуации в правовом регулировании на основе принципа справедливости по отношению к индивидууму, к «малому народу», к «чужаку». У цивилизованного человека формируется психология господина, властелина всего земного, психология человека, свобод­ ного от всякого угнетения и нацеленного на утверждение «правды- справедливости». Западная этическая система отражает процессы, происходящие в телесной оболочке единого общественного орга­ низма, чувственные процессы. Это, фактически, этическая система протестантизма. Восточный, «традиционный», человек относится весьма негатив­ но к такому разделению на «своих» и «чужих», «пришлых» и нацелен на устранение такого разделения путем вытеснения чужа­ ков (или их ассимиляции) и утверждения национальной справед­ ливости путем восстановления чистоты и однородности этноса. В «восточном» духе действует и «социалистическая культура», которая, выделяя принципы, типа: «Кто был ничем, тот станет всем» и «Если враг не сдается, его уничтожают», реализует лозун­ ги социальной справедливости путем утверждения однородного; социального состава общества. «Культурный» человек больше ду­ мает о «добре», с которым у него ассоциируется благосостояние этноса, социума, т. е. он заботится о процветании некоего «обще­ го». У него, как говорят, «рабская психология», и такой человек нацелен на достижение «правды-истины», Вторая, восточная, эти- честач система отражает процессы духовного движения общест-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2