Сибирские огни, 1994, № 1-2

ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА В. АЛЕКСЕЕВ КАТАСТРОФА ОТЧЕГО ДОМА ПРЕДИСЛОВИЕ Историцизм —очень старое движение. К. П о п п е р Г» череде драматических событий августа 1991 года опять зву- чали столь знакомые многим по октябрю 1917 года слова: «Здесь, на баррикадах «Белого дома», творится история». Пафос этого утверждения вполне соответствует оценке события незаурядного, имеющего всемирно-историческое значение. И слово «история», воспринимаемое в контексте провозглашенного, выгля­ дит не как некая совокупность занимательных и случайных эпи­ зодов жизни, а как манифестация этой жизни, стремящейся к полноте и всеобщности. Насколько правомерны претензии «русского сознания» на такую роль и такую оценку? Мировое общественное мнение под влиянием западной филосо­ фии склоняется в настоящее время к представлению об отсутствии смысла жизни, об «относительности истории». «Новое мышление», как философия «постмодерна», клеймя все «измы», силится дока­ зать, что никакой истории, т. е. связанного с порядком, с прогрес­ сом закономерного следования событий, не существует. «Все в мире относительно»,— вот основной тезис «новомышленников». Однако, как не вспомнить тут мудрые слова о том, что «новое — это хоро­ шо забытое старое», ведь «исторический релятивизм» проповедовал еще премудрый Соломон, утверждавший: «Все суета сует». Казалось бы, наличие смысла жизни не подтверждает и некая, подмеченная «некоронованным королем поэтов» И. Бродским, маят- никовость общественной жизни России. При этом надо полагать, что при движении этого маятника влево история протекает, как трагедия, а в настоящей трагедии, по словам того же Бродского гибнет не герой, но хор. Движение же направо сопровождается смещением акцентов, «сменой вех», и напоминает теперь определен­ ную имитацию жизни, драму, в которой гибнет уже герой. Многие отмечают драматизм текущего момента. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2