Сибирские огни, 1994, № 1-2

Инна КАРТАШОВ* СЕРЕБРЯНАЯ ШПОРА Светлый русский поэт — пусть даже в слове незатейливый, пусть даже и не обретший почестей в миру, пусть даже безымянный,-—, в своем редчайшем, поднебесном парении духа близится к духов­ ности наших православных юродивых, убогих (у Бога, значит), кои, не чуя хлада, глада, бродили босиком по заснеженным русским городам и селам, пристыло сидели на церковных папертях, едва укрывшие голь свою ветхим тряпьем, и, прося милостыньку, кусоч- ничая, являли собой как бы живое, во плоти продолжение храма Божия, жили, как малые безгрешные детки, для очищения и ра­ достного утешения сердец наших, не давали русской душе затвер­ деть и зачерстветь в нелюбви и немилосердии, тем самым отторг­ нуться от Бога, ибо, как сказано в Священном Писании: «Блажен­ ны милостивые, ибо они помилованы, будут» (Мф. 5, 7.). Живет он, бесприютный на земле поэт, чуть ли не христорадни- чая, побирушкой, а чаще добывая себе хлеб насущный самым скромным, но трудом таким полезным, не брезгуя ни дворницкой метлой, ни поломойной тряпкой. И в минуты и часы поднебесного парения он, этот почти юродивый поэт, любит Господа Бога и ближнего своего, кается пред Всевышним и ближним в грехах сво­ их, и кается по-русски, на разрыве души, плачет, рвет на себе рубаху; и прощает все обиды своим возлюбленном в Боге брать­ ям, сестрам; и эта его любовь, то с тихой, ласковой улыбкой, то пьяно исступленная, и это его раскаянье, рыдание по своей душе — суть исповедь, которая как проповедь и молитва, свыше рожденная в душе. Сравнивая поэта с православным юродивым, конечно, мы и по­ нимаем, что поэт все же не може-т полностью вместить духовного подвига убогого, напрочь отрешенного от мира сего Христа ради. Но это уже особый разговор._ И нам, русским людям, ведомо и заповедано, что к православ­ ным юродивым прислушивались, преклоняли чуткое ухо сами Го­ судари Росещйские, Помазанники Божии, из чего имели и себе и Царству Русскому не только духовную, но даже государствен­ ную пользу, тем более, что на Святой Руси духовное и государ­ ственное было неделимым, и это свыше одаряло нашу Родину великой силой и неколебимым Божиим щитом, о который многожды 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2