Сибирские огни, 1994, № 1-2
’ Отец его, известный в крае архитектор, внес свой вклад в отечественное градостроительство домами, которые вошли в люд ское сознание под именем хрущоб и породили несметное число баек, обыгрывающих мотив совмещения ванны с туалетом, а пола с потолком. Сам Борис Юльевич комплекса вины перед советски ми квартиросъемщиками не испытывал, потому как полагал, что при другой градостроительной политике дефицит жилья в стране был бы еще выше, так что имя ведущего архитектора края носил с достоинством и не считал зазорным пользоваться полагающимися по положению привилегиями. В конце концов он заслужил свое место не только способно стями и трудом, но и пролитой на войне кровью, счастливо от делавшись в первый же ее год, выражаясь словами популярной тогда песни, раной небольшой, никаких видимых следов на нем не оставившей. Кстати, возвращение к штатскому бытию совпало с рождением Левушки, и время это запомнилось Борису Юлье вичу, несмотря на продолжающуюся войну, возрождением надежд на счастье, радости, успехи, словом, как время светлое. Конечно, не сразу удалось вырваться из плена жизненных труд ностей, но удалось все-таки много быстрее, чем основной массе советских трудящихся. И потому, конечно, что в семье остался жив кормилец, но главным образом потому, что Борис Юльевич был кормилец с принципами, со своими не высказываемыми вслух, но последовательно проводимыми убеждениями. Среди многих че ловеческих ценностей он превыше всего ставил семью, ее доста ток, слаженность, покой. Нет, он не считал нужным плыть против общего течения, бо лее того, вносил своим трудом весьма солидный вклад в строитель ство социализма — и «развитого», и «реального», и «с человече ским лицом», но в глубине души не столько с возведением дворца общего счастья связывал главные надежды, сколько с созданием своего дома, прочной и дружной семьи, основанной на любви, взаи мопонимании и доверии всех ее членов друг к другу и, разумеется, на фундаменте незыблемого благосостояния. Ясно, что в пору, когда хорошим тоном считалось беззаветное служение общей идее, когда требовалось всем жертвовать ради нее, он со своим мнением о роли семьи и «своего дома» рисковал быть непонятым, истолкованным превратно, отнесенным к «не нашим», поэтому проявляя, когда сле дует, и энтузиазм, и широкую инициативу, и глубокий патриоти ческий почин, своим внутренним убеждениям он хранил верность тихую и молчаливую. Семье он служил не за страх, а за совесть, т. е. свято, искренне, самоотверженно, в ней одной искал утеше ния, радости, удовлетворения, пытался слить в ней реальное, сущее и желаемое. Он был надежной опорой семьи, в него верили слепо и беззаветно, только так случалось, что в какой-то момент стали здесь этой семейной защищенностью злоупотреблять, превращая из блага во зло. Не все, к сожалению, получилось так, как задумы валось, как выстраивалось в мечтах и планах, хотя Борису Юлье вичу так и не удалось по-настоящему понять, что помешало им осуществиться. Его ровный, благожелательный характер, умение быть снисходи тельным к человеческим слабостям, недостаткам, даже порокам притягивали людей; импонировало его стремление объять жизнь в разных ее проявлениях, любопытство к разным формам бытия, типам человеческого поведения, и его охотно избирали руководи телем творческого союза. Существовало и другое, чему люди, мо жет быть и не признаваясь открыто, тоже отдавали должное. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2