Сибирские огни, 1994, № 1-2
руки тем, кого считал равными себе, с неторопливой снисходитель- ностью похлопывал по плечу или даже покровительственно прижи« мал к груди тех, кто не мор похвалиться своими успехами. Встречающимся на коридорных перекрестках дамам Лева щедро расточал комплименты, многим целовал ручки, иных с нежной фа мильярностью чмокал в щечку. Все это — и почтительные поклоны, и молчаливые, со скрытым значением, рукопожатия, и целование дамских ручек, и нежное чмокание щечек, разумеется, не было всего лишь стихийным, так сказать, спонтанным проявлением жизненной энергии или челове ческой натуры Левы, а наполнялось в его сознании большим прак тическим смыслом. Для него это были опознавательные знаки прочности занятого в коллективе положения, стабильности отно шений с |коллегами, обеспеченности благоприятственными условия ми. Эти вошедшие в привычку ритуальные действия вносили в его^ дущу необходимый эмоциональный комфорт, заряжали энер гией покоя и умиротворения, способствовали обретению внутрен него равновесия. Совершив их, Лева усаживался за отведенный ему рабочий стол. Когда нашей многочитающей публике явлен был Дейли Кар неги, владеющий универсальными рецептами, как быть счастли вым, как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, и бла годаря рыночной расторопности наших издателей советское об щество подверглось, можно сказать, сплошной карнегизации, Лева лишь слегка удивился тому, как этические и практические реко мендации известного американца точно соответствуют его собствен ным жизненным принципам. А ведь он выработал их самостоя тельно, как говорится, самоучкой. Он, конечно, не особенно вникал в глубины ставшего популярным учения, просто общий пафос кар- негианства оказался ему близок, просто интуитивно ощутил он его органичность своей натуре. Можно сказать, американский челове- ковед четко сформулировал то смутное, сокровенное, подспудное, что легло в фундамент жизненного здания, отстраиваемого Левой. . Правда, выдержать методу Карнеги в чистом виде ему было трудно, потому чю существовало одно обстоятельство, которое, как камень преткновения, обойти не удавалось. Дело в том, что устанавливать хорошие отношения с одними он мог главным об разом, жалуясь на плохие отношения с другими, выплескивая на копившуюся в нем неприязненность^ а в основном подлаживаясь под той симпатий и антипатий того, с кем в данным момент об щался. И если в его собственном, разорванном двойственностью сознании, это не складывалось в общую и цельную картину, то в общественном мнении эта картина -складывалась довольно легко. С неумолимой неотвратимостью за ним упрочалась известность че ловека, мягко говоря, неустойчивых, взглядов, О. мнении этом он догадывался, но считал несправедливым., Поэтому он заметно уве реннее почувствовал себя, укрепившись в мысли о полной закон ности стремления каждого человека утверждать свою значимость в глазах других. Да и те средства, которыми раньше он пользо вался для этого с известной долей ^сомнения в их нравственной доброкачественности, тоже получили свое оправдание. А что, спрашивается, предосудительного в желании человека расширить зону жизненной благоприятственности, окружив себя как можно большим числом лиц, относящихся к тебе с друже ской благосклонностью? Что толку играть в жмурки и делать секрет Полишинеля из того, что успеха можно добиться, лишь заручившись симпатией, сочувствием, пониманием, следовательноі 4 * 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2