Сибирские огни, 1993, № 5-6

складах, а люди голы, босы, заедались сплошной вшивостью. Нужно заметить, что все описанное так примелькалось начсос­ таву и работникам большинства участков, что трупы, которые ле­ жали на тропинках, в лесу, плыли по реке, прибивались к бере­ гам, уже не вызывали смущения. Более того, человек перестал быть человеком. Везде установилась кличка и обращение — ШАКАЛ. Нужно отдать справедливость, что взгляд этот последовательно осуществлялся в ряде случаев. Например, 3 августа с Назинской базы на уч. № 5 была отправлена со стрелком т. Шапита лодка с людьми. Йх нигде не снабдили, и они оставались голодом, про­ езжая участки, прося хлеба. Им нигде не давали, и из лодки на каждом участке выбрасывали мертвых. На 5-й участок лрибыло 36 ч[еловек], из них мертвых 6 ч[еловек]. Сколько человек выеха­ ло, так и не удалось установить. В результате всего из 6100 чел., выбывших из Томска, и плюс к ним 500—000—700 чел. (точно установить не удалось), перебро­ шенных на Назинские участки из других комендатур, на 20 авгус­ та осталось 2200 человек. Все это, особенно остров, осталось неизгладихмой метой у всех трудпоселенцев, даже у отъявленного рецидива*, видавшего виды на своем веку. Остров прозван «Островом смерти» или «Смерть- остров» (реже — «Остров людоедов»). И местное население усвои­ ло это название, а слух о том, что было на острове, пошел да­ леко вниз и вверх по рекам. Трудпоселенцы сложили об острове свои песни. Приведу не­ сколько отрывочных мест: Ь) Трудно нам братцы в Нарыме. , Трудно нам здесь умирать. Как лриш лося на Острове снертв - Людоедов нам веем увидать... (И з песни «На острове смерти») 2) Б ож ен ьку бож енька миленький, Д ай мне ножки до весны. (Д ело в том, что у людей страшно опухали и еще опухают ноги). 3) Не придет мать с горячей молитвою Над могилою сына рыдать, Только лес свою песню Нарымскую Будет веяно над ней напевать... (И з песни «Между топких болот») И т. д. и т. п. На острове сейчас травы в рост человека. Но местные жители ходили туда за ягодами и вернулись, обнаружив в траве трупы и шалаши, в которых лежат скелеты. • И м е ю т с я ввнду рецидивисты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2