Сибирские огни, 1993, № 5-6

пришел к убеждению, что поставить этот вопрос в реальные фор­ мы быстрой и энергичной деятельностью невозможно. Все свелось» к препирательству между Думой и Морским министерством; уходи­ ло время, а вопрос о судостроительной программе не двигался и работа Морского генерального штаба стала получать чисто ака­ демический характер. Я решил снова вернуться к старой работе по исследованию полярных морей и по изысканию Великого северного пути из Ат­ лантического в Северный океан'®. В это время Главное гидрогра­ фическое управление Морского министерства решилось занять- этим вопросом и для этого снарядить экспедицию. Я принял учас­ тие в подготовительных работах этой экспедиции и при моем непосредственном участии были разработаны н спроектиромны чертежи двух специальных ледокольных судов ^«Таймыр» и «Ваи- гач», командиром которого я и ушел на Дальний Восток в 1909 го­ ду для начала работ по изысканию указанного пути со стороны Берингова пролива. В навигацию 1909 года я работал в Беринго­ вом проливе и в прилегающей, к нему области Ледовитого океана, осенью же вернулся во Владивосток с тем, чтобы на сле­ дующий год продолжать эти исследования на западе в Ледовитом океане. Вскоре после возвращения во Владивосток я получил известие о переменах, происшедших в составе Морского ^министерства, и о привлечении меня снова в Морской генеральный штаб для про­ должения работ по судостроительной программе и по подготовке флота к войне. Я немедленно вернулся в Петербург к прежнему своему делу, которое вскоре получило окончательное разрешение. Судостроительная программа, обеспечивающая наши жизненные интересы на Балтийском и Черном морях, начала осуществляться и Балтийский флот, получив в лице адмирала Н. О. Эссена'^ та­ лантливого и энергичного начальника,, пошел по верному пути подготовки флота к войне, близость которой с каждым годом становилась все очевидней. Имея своей главной задачей разработку плана операций в Бал­ тийском море, я особенно много уделял времени и всесторонней разработке планов войны на Черном море, главным образом Бос­ форской операции. В Петербурге в это время был учрежден воен­ но-морской отдел Морской академии, в которой я некоторое вре­ мя читал лекции по службе Генерального штаба'*, посещая в то же время лекции и в военной академии В 1912 году, в мае месяце, я вступил в командование эскад­ ренным миноносцем «Пограничник» и в то же время принял на себя обязанности флаг-капитана по оперативной части в штабе командующего морскими силами Балтийского моря адмирала Эс­ сена. Весной 1914 года я передал команодвание «Пограничником» и, оставаясь в штабе, всецело посвятил себя подготовке к войне, близость которой была очевидна и несомненна. Война не застала Балтийский флот врасплох. Огромная подго­ товительная работа, выполненная флотом, обеспечивала не только осуществление всех задач, возлагаемых ыа флот по общему плану войны, но значительно расширила зону нашего морского господ­ ства. Было создано прочное положение в Рижском и Ботническом заливах, где в последнем флот занял Або-Оландский архипелаг, укрепившись на острове Оланд. Оставаясь флаг-капитаном, я при­ нимал, где только возможно, участие в активных операциях флота и его отдельных частей. Так, я был в ряде крейсерств в Балтий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2