Сибирские огни, 1993, № 5-6
пришел к убеждению, что поставить этот вопрос в реальные фор мы быстрой и энергичной деятельностью невозможно. Все свелось» к препирательству между Думой и Морским министерством; уходи ло время, а вопрос о судостроительной программе не двигался и работа Морского генерального штаба стала получать чисто ака демический характер. Я решил снова вернуться к старой работе по исследованию полярных морей и по изысканию Великого северного пути из Ат лантического в Северный океан'®. В это время Главное гидрогра фическое управление Морского министерства решилось занять- этим вопросом и для этого снарядить экспедицию. Я принял учас тие в подготовительных работах этой экспедиции и при моем непосредственном участии были разработаны н спроектиромны чертежи двух специальных ледокольных судов ^«Таймыр» и «Ваи- гач», командиром которого я и ушел на Дальний Восток в 1909 го ду для начала работ по изысканию указанного пути со стороны Берингова пролива. В навигацию 1909 года я работал в Беринго вом проливе и в прилегающей, к нему области Ледовитого океана, осенью же вернулся во Владивосток с тем, чтобы на сле дующий год продолжать эти исследования на западе в Ледовитом океане. Вскоре после возвращения во Владивосток я получил известие о переменах, происшедших в составе Морского ^министерства, и о привлечении меня снова в Морской генеральный штаб для про должения работ по судостроительной программе и по подготовке флота к войне. Я немедленно вернулся в Петербург к прежнему своему делу, которое вскоре получило окончательное разрешение. Судостроительная программа, обеспечивающая наши жизненные интересы на Балтийском и Черном морях, начала осуществляться и Балтийский флот, получив в лице адмирала Н. О. Эссена'^ та лантливого и энергичного начальника,, пошел по верному пути подготовки флота к войне, близость которой с каждым годом становилась все очевидней. Имея своей главной задачей разработку плана операций в Бал тийском море, я особенно много уделял времени и всесторонней разработке планов войны на Черном море, главным образом Бос форской операции. В Петербурге в это время был учрежден воен но-морской отдел Морской академии, в которой я некоторое вре мя читал лекции по службе Генерального штаба'*, посещая в то же время лекции и в военной академии В 1912 году, в мае месяце, я вступил в командование эскад ренным миноносцем «Пограничник» и в то же время принял на себя обязанности флаг-капитана по оперативной части в штабе командующего морскими силами Балтийского моря адмирала Эс сена. Весной 1914 года я передал команодвание «Пограничником» и, оставаясь в штабе, всецело посвятил себя подготовке к войне, близость которой была очевидна и несомненна. Война не застала Балтийский флот врасплох. Огромная подго товительная работа, выполненная флотом, обеспечивала не только осуществление всех задач, возлагаемых ыа флот по общему плану войны, но значительно расширила зону нашего морского господ ства. Было создано прочное положение в Рижском и Ботническом заливах, где в последнем флот занял Або-Оландский архипелаг, укрепившись на острове Оланд. Оставаясь флаг-капитаном, я при нимал, где только возможно, участие в активных операциях флота и его отдельных частей. Так, я был в ряде крейсерств в Балтий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2