Сибирские огни, 1993, № 5-6
КОЛЧАК О СЕБЕ Колчак не нуждается в особом представлении. Его имя никог да не замалчивалось в советской историографии, поскольку дало название самому мощному государственному образованию, проти- ^^™явшему в годы гражданской войны коммунистическому ре- Прямо противоположная ситуация всегда существовала с био графией Колчака. Чаще всего в литературе о нем приводились скудные, не всегда верно интерпретированные, а иногда и недо стоверные сведения. Поэтому даже для многих профессиональных историков, не говоря уже о любителях, остается загадкой, почему, в силу каких человеческих, деловых и политических качеств, Кол чак оказался вождем сначала сибирской, а затем и российской контрреволюции. Ответить на этот вопрос не просто, поскольку документов, сви детельствующих о Колчаке, сохранилось немного. Те же из них, что имеются и известны исследователям, как правило, освещают либр непродолжительные отрезки его жизни, либо отдельные сто роны деятельности. Предлагаемый вниманию читателей документ без всякого пре увеличения является уникальным как по своему про.нсхождеН'ИЮ, так и по содержанию. Во-первых, эта автобиография. Во-вторых, в ней практически полностью, за исключением двух последних лет, отражена та часть жизни Колчака, которую мы традиционно на зываем сознательной. В-третьих, до недавних пор документ нахо»- дился на секретном хранении и никогда не публиковался. Можно относительно точно определить время написания авто, оиографии: скорее всего, это конец зимы — начало весны 1918 г Сложнее назвать причины, побудившие Колчака обратиться к та кому жанру. Возможно, это был акт саморефлексии. Может быть автобиография имела какое-то служебное назначение, пока неиз вестиое исследователям. Данное обстоятельство, конечно, затруд няет осмысление и оценку как документа в целом, так и отдель ных его частей. Тем не менее, очевидно главное: человеку, умею щему читать историчежие источники, автобиография Колчака дае’ значимый фактический материал для понимания его личности единственное, что я счел необходимым сделать,— дополнить авто биографию примечаниями, объясняющими, конкретизирующими или уточняющими отдельные сведения, приводимые Колчаком. Я окончил Морской кадетский корпус в 1894 году, фельдфебе лем, вторьм по выпуску с премией адмирала Рикорда' и был на значен в Балтийский флот. В 1895 году весной на броненосном крейсере «Рюрик» я ушел в плавание на Дальний Восток, где прослужил^ до 1899 года; вернулся в Кронштадт летом на крей сере «Крейсер», проплавав в китайских и корейских водах 4 года. Через 2^ месяца по возвращению в Россию я вновь отправился на дальний Восток на эскадренном броненосце «Петропавловск».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2