Сибирские огни, 1993, № 1-2
Сирым родителям слез горький оставивши дар. О, если больше ЬЬлутону, чем вам, достаются иа радость Дети, зачем вы в родах мучитесь, ж ены, Тогда? Надпись на мраморном саркофаге; «Фемист, сын Стратона, про живший хорошо 70 лет. Ваоилика, дочь Юлиана ,и жена Фемиста, прожившая 50 лет. Прошайте»,— вызвала вопрос к самому себе: «Можешь ли ты считать себя человеком, про которого потомки смогли бы сказать — «проживший хорошо»?». Долго, спокойно и раздумчиво бродил Константин по некропо лю... Сотворив молитву «за упокой» здесь пребывающих, отправил ся домой продолжать занятия. Уже темнело. Константин потянул за кольцо. Неверный свет луны заставил льва кольца на двери пошевелить гривой. Философ усмехнулся и, преодолев сопротивление тяжелой двери, вошел в комнату... И се годня, как вчера, как в предыдущие дни: книги, стол, лежанка и... огромное окно на море, увитое виноградом. Церковная свеча в бронзовом подсвечнике — хватит надолго. Константин откры.т книги... Константин-Философ приехал из автократического государства Византии, авторитарной метрополии Константинополя, из-под власти Базилевса. И его интересовал город, сохранивший свою некую традиционную демократию. Херсонес был известен с V века до на шей эры. Ныне он производил впечатление как бы центра Север ного Причерноморья, политического, экономического и культурного. Проживающие в городе делились на вольных херсонеситов, инозем цев и женщин; только первые считались полноправными людьми и могли принимать участие в управлении. Главной нацией считались греки. Проблемы многоязычия (базар), межнациональных отноше ний решались демократическим, естественным путем, хотя' этниче ский состав населения не был однородным. Философ видел, что здесь живут потомки греков и тавров, сармато-аланы, армяне, ев реи. славяне, тюрки. И стоял на главной площади города мрамор ный столб, выбитые на греческом слова гласили: «Присяга граждан Херсонеса Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и ук репленными пунктами херсонесцев. Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граж дан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной Гаваны и прочих укрепленных пунктов и из остальной территории, которую херсонесцы управляют или управляли, ничего никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа. Я не буду ниспровергать демократического строя и не дозво лю этого предающему и ниспровергающему и не утаю этого, но доведу до сведения государственных должностных лиц (демиур гов). Я буду врагом замышляющему и предающему или отторгающе му Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную Гавань, или укреп ленные пункты и территорию херсонесцев. Я буду служить народу н советовать ему наилучшее и наибо лее справедливое для государства и граждан. Я буду охранять для народа «САСТЕР» и не буду разглашать ничего из сокровенного ни эллину, ни варвару, что должно при нести вред государству.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2