Сибирские огни, 1993, № 1-2
проговор их и тщательное обсуждение. Готовиться надо было серьезно, это Константин понимал. Метод ведения диспута был у него отработан и поистине мудр: он отвечал вопросом на вопрос или заставлял противника самому прийти к логическому концу, после чего говорил слова Христовы: «Ты сказал». Т. е. ты сам сказал, и мне добавить нечего. Поэтому на возможные вопросы иудеев в Хазарии: почему ты всегда с Биб лией в руках? почему вы славите Троицу, а мы единого Бога? как могла женщина вместить в своей утробе Бога? — он пригото вил такие ответы: — Если встретишь человека, кой наг, а говорит, что у него много одежд и золота, поверишь ли ему? Если нет, то скажи, сколько родов было от Адама до Моисея и сколько лет властвовал каждый из них? — Ежели кто чтит тебя, но не чтит твое слово и дух твой, а другой — и тебя, и слово, и дух твой, кого ты предпочтешь?.. Ты сказал. — А почему Моисей изрек: «Не являйся нам больше, милосерд ный Господи, ни каменным громом, ни трубным гласом, но вселись в наши утробы и избавь нас от грехов наших...»? «Воистину, истинные философы не вещают, но вопрошают, «Ты сказал»,— есть их ответ»,— с такими разговорами покидали дом Философа иудеи Херсонеса, не забыв и про печать царя Соломона, сына Давидова. Константину встречались в книгах эти магические квадраты 5X 5 клеток, в каждой из которых стояли латинские буквы, об разующие слова «САТОР, АРЕПО, ТЕНЕТ, ОПЕРА, РОТАС» и при фигурном чтении «змейкой» дающих, также по латыни, фразу «ТЕНЕТ ОПЕРА САТОР». Смысл в нее комментаторы вкладыва ли разный. Константин лишь отметил, что премудрый царь Соло мон, царствовавший в Иерусалиме за 9 веков до Р. X., писал свою печать, очевидно, не буквами латинского алфавита, а древне-ев рейскими; смысл фразы для себя он понял как «ДЕРЖИТ ДЕЛО СУББОТА». Встречались ему и авторы, которые сами придумывали способы прочтения букв магического квадрата, например, при помощи акростихов: они читали четверостишие и последующие 25 строк о сотворении мира, грехопадении, рождестве Христа и о втором при шествии. Всего этого Соломон знать и провидеть не мог. Книжники же, обеспокоенные мыслями о нечистой силе, вкла дывали свой смысл в печать царя Соломона, составляя из букв этого квадрата латинское же заклинание сатаны; «О САТАН ПА ТЕР ТЕР ОРО А ТЕ СПЕРО». Несерьезным казалось это и мало подходило для дела, для предстоящего диспута. Константин решил остановиться на нейтральной стороне смыс ла печати — календарной; он увидел в ней особый способ расчета дат еврейской пасхи и других праздников по смене фаз луны. Фа за «Держит дело суббота» также должна была не вызывать осо бых возражений и споров, кроме, может быть, только разночтений в ней содержавшегося смысла. Подготовка к диспуту шла успеш но, в Хазарию было решено двинуться следующей весной. А пока текла жизнь в Херсонесе. Однажды один из учеников Философа, Савва, привел какого-то старика с длинной бородой и глазами цвета синего неба. Это был,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2