Сибирские огни, 1993, № 1-2

Дивились иудеи Херсонеса мудрости византийского философа и обсуждали важные спорные пункты христианской и иудейской ве­ ры: о едином боге в трех лицах, о непорочном зачатии девы М а­ рии, о том, что интересно узнать было бы мнение Философа о тай­ не печати царя Соломона, смысл которой почти забылся за про­ шедшие с тех пор 17-и с лишком веков. Разговоры роились... Христианское духовенство во главе с архиепископом Георгием, наместник города — стратиг Никифор, знатные н богатые люди встречали Константина-Философа, Мефодия (брата его), учеников й людей с ним прибывших на главной площади города, где возвы­ шался храм Святого Созонта. После торжественного молебна во славу Базилевса, патриарха Константинопольского Фотия и в ознаменование благополучного окончания долгого морского путешествия и прибытия в госте­ приимный город Херсонес был прием. Ужинали в доме стра- тига Никифора, который был и судьей, и верховным военачаль­ ником... Первым встал Константин, за ним Мефодий, ученики... Отведенные покои удовлетворили Константина. Тихий, северо- восточный угол города, вдалеке от главной шумной улицы, веду­ щей на торжище, от других, ведущих на пристань, вдали от ре­ месленных кварталов, где стучали, обтесывали, ковали и производ­ ственно шумели вольные херсонесйты. Балкон-веранда, она же часть окна в полстены, стойки обвиты виноградными лозами. Не­ большой иконостас в «красном углу» освещен светом лампад, вы­ хватывающим выразительные лики Христа, Богоматери с младен­ цем, Николая-Чудотворца — покровителя всех путешествующих морем и по суше. Тень, прохлада... днем. Богатая, но немногочис­ ленная обстановка; диван в углу с наброшенным ковром, у окна- проема стол с принадлежностями для занятий, у стены чернолако­ вая ойнохойя со свежей водой; свеча в подсвечнике в виде ко­ чевника в островерхой шапке — на ночную работу... Все это от­ мечает внимательный и неторопливый взгляд Константина. Перед тем, как отойти ко сну, тихо, с умилением и внима­ нием глаголет он молитву спальнюю: «Боже вечный, ...прости ми грехи... И даждь ми Господи в нощи сей сон пренти в мире, да возстав от смиренного ми ложа, благоугожду пресвятому имени твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющыя мя враги плотьския и безплотныя. Избави мя Господи от помышлений суетных оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко твое есть царство и сила и слава, отца и сына и святаго духа, ныне и присно и во векивеков. А М И Н Ь»... Неторопливая жизнь: уединение, книги, размышления, неотказ­ ные встречи с разными людьми, прогулки — создалась братьям в Херсонесе. Языковая точность, особо при диспутах на тонкие темы, что Константин уже познал в споре с исповедующими ислам сараци­ нами около 10 лет назад, когда точность термина, фразы имела решающее значение, требовала предварительной подготовки. Пото­ му он взял себе за правило ежедневное чтение (и чтение вслух) древнееврейских текстов. Он проводил пробные беседы с иудеями Херсонеса. Это были не диспуты, но медленные, вдумчивые чте­ ния священных книг «Торы», «Пятикнижия Моисея», «Ветхого Завета», «Талмуда». Чтение — не подряд, но только трудных мест,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2