Сибирские огни, 1993, № 1-2
Дивились иудеи Херсонеса мудрости византийского философа и обсуждали важные спорные пункты христианской и иудейской ве ры: о едином боге в трех лицах, о непорочном зачатии девы М а рии, о том, что интересно узнать было бы мнение Философа о тай не печати царя Соломона, смысл которой почти забылся за про шедшие с тех пор 17-и с лишком веков. Разговоры роились... Христианское духовенство во главе с архиепископом Георгием, наместник города — стратиг Никифор, знатные н богатые люди встречали Константина-Философа, Мефодия (брата его), учеников й людей с ним прибывших на главной площади города, где возвы шался храм Святого Созонта. После торжественного молебна во славу Базилевса, патриарха Константинопольского Фотия и в ознаменование благополучного окончания долгого морского путешествия и прибытия в госте приимный город Херсонес был прием. Ужинали в доме стра- тига Никифора, который был и судьей, и верховным военачаль ником... Первым встал Константин, за ним Мефодий, ученики... Отведенные покои удовлетворили Константина. Тихий, северо- восточный угол города, вдалеке от главной шумной улицы, веду щей на торжище, от других, ведущих на пристань, вдали от ре месленных кварталов, где стучали, обтесывали, ковали и производ ственно шумели вольные херсонесйты. Балкон-веранда, она же часть окна в полстены, стойки обвиты виноградными лозами. Не большой иконостас в «красном углу» освещен светом лампад, вы хватывающим выразительные лики Христа, Богоматери с младен цем, Николая-Чудотворца — покровителя всех путешествующих морем и по суше. Тень, прохлада... днем. Богатая, но немногочис ленная обстановка; диван в углу с наброшенным ковром, у окна- проема стол с принадлежностями для занятий, у стены чернолако вая ойнохойя со свежей водой; свеча в подсвечнике в виде ко чевника в островерхой шапке — на ночную работу... Все это от мечает внимательный и неторопливый взгляд Константина. Перед тем, как отойти ко сну, тихо, с умилением и внима нием глаголет он молитву спальнюю: «Боже вечный, ...прости ми грехи... И даждь ми Господи в нощи сей сон пренти в мире, да возстав от смиренного ми ложа, благоугожду пресвятому имени твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющыя мя враги плотьския и безплотныя. Избави мя Господи от помышлений суетных оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко твое есть царство и сила и слава, отца и сына и святаго духа, ныне и присно и во векивеков. А М И Н Ь»... Неторопливая жизнь: уединение, книги, размышления, неотказ ные встречи с разными людьми, прогулки — создалась братьям в Херсонесе. Языковая точность, особо при диспутах на тонкие темы, что Константин уже познал в споре с исповедующими ислам сараци нами около 10 лет назад, когда точность термина, фразы имела решающее значение, требовала предварительной подготовки. Пото му он взял себе за правило ежедневное чтение (и чтение вслух) древнееврейских текстов. Он проводил пробные беседы с иудеями Херсонеса. Это были не диспуты, но медленные, вдумчивые чте ния священных книг «Торы», «Пятикнижия Моисея», «Ветхого Завета», «Талмуда». Чтение — не подряд, но только трудных мест,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2