Сибирские огни, 1993, № 1-2

— Не поедешь ли в качестве моего помощника, да и как чело­ век, любящий путешествовать, в Херсонес, а оттуда — к хазарам, которые давно просят мудреца — объяснить им учение Иисусово... По дороге остановишься в Херсонесе, чтобы устроить кое-какие церковные дела. Константин попросил лишь взять с собой брата Мефодия. Да, снова дорога. На впечатления мирские эти всегда был брошен мощный внутренний свет-цвет-звуковой переливающийся «Облак». Он с этим согласился и примирился. И был всегда ро­ вен, часто задумчив. Глуховато звучала его обычно спокойная речь. Правда, при необходимости, выступая публично, он наби­ рал потребную мощь голоса, звон отточенных формулировок, от­ крытое дыхание и чистейшую дикцию без намека на акцент ви­ зантийца при переходе на чужие языки. Но это опять же шло только от глубокой внутренней веры в великую правоту своих слов. ...Плавно поворачивая влево, галеоны зашли в большую защи­ щенную бухту. Пристали на места, предварительно освобожденные от многочисленных и разноликих судов из Оливии, Одесы, Герак- леи, Пантикопеи и других, неведомых Константину-Философу сто­ рон. Пристали к самому низкому, удобному месту берега, в голове бухты. Сразу от пристани (с башнями главных ворот города и по­ селком у бухты) вверх, в улицы, сады и площади Херсонеса вела широкая мощеная дорога, где уже стояли готовыми оседланные кони и почетные повозки. Берег, амфитеатром спускающийся к мо­ рю, был усеян народом. Охлос прослышал о важной миссии при­ бывающего с большим караваном философа. На торжище уже говорили о том, что будет он защищать христианскую веру пе­ ред учеными иудеями в Хазарии. И что лучше разрешать религи­ озные недоразумения учеными диспутами (спорами), чем войнами. Но тогда становилось воочию видно, что в этом случае один ученый равномощен целому войску. Хазария была далекой страной —- за степями с воинственными племенами кочевников, за реками — этими непонятными, большими текучими массами дорогой здесь пресной воды. Иудеи, живущие в вольном городе Херсонесе, тоже весьма оживленно обсуждали эту новость, ждали посольства от хазарского кагана. Хотелось им встретиться с Константином, прозванным Философом за свои об­ ширные познания; слух о п о ^ д е его в философско-религиозном диспуте над сарацинами в столичном городе Халифа Джафара аль- Мутаваккиля — Самарии, над сарацинами, исповедовавшими ислам, дошел караванными путями через Таврию н сюда, в Херсонес. Пе­ редавали и остроумные ответы Философа. На вопросы; что скажет он о знаках бесовских, намалеванных на дверях неверных (т. е. христиан)? почему в его вере не чтят Магомета, который хвалил Христа в своих книгах и мертвых вос­ крешал и любые болезни вылечивал? — Константин, вроде бы, от­ ветил так: — Вижу образы демонов и думаю, что внутри, за этими дверьми, живут христиане, ибо демоны не могут жить вместе с ними. Но там, где нет изображения демонов па дверях, они живут внутри, вместе с людьми... Если Магомет — пророк, то как нам верить Даниилу, сказавшему, что после Христа кончается все ви­ дения и пророчества?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2