Сибирские огни, 1993, № 1-2
дил. Куда? В какое храникище памяти и опыта?.. Он уже не мог четко различать, что он узнал из книг (какие сведения), что по черпнул в беседах, на ученых диспутах, какие мысли родились у него самого во время лекций в школе (где он препоДавал), собст венных занятий. И только канонические книги святой христианской веры стояли незыблемо, были тем краегольным камнем в основа нии всех его мыслен,, с которым соотносилось все бытие. Галеоны взяли курс от Царьграда на север (на полунощь) вдоль берега Черного моря — Понта Евксинского... Долгое плавание не надоедало Константину — даже наоборот... Море плавно качало своей, аквамаринового оттенка, водой ко рабль, команда управлялась со снастями... Кругом были небо и море... Константин и Мефодий часто проводили время на палубе. Немногословный старший брат не мешал Константину. Он (Константин-философ) знал, что... Годы учебы, рано понятое свое предназначение — служить «Со фии» (мудрости), сведения, мысли, сомнения и откровения авто ров всех предыдущих времен и народов — это его жизнь. И кни ги... С ними и среди них он был в своей стихии. Он знал, что ему смотреть в них. На какие вопросы искать ответы. Он относился к книгам раскованно: с чем-то соглашался, с чем-то кет. Но не спешил. Возвращался вновь и вновь к непонятому до конца сразу, проверял логику изложения, пытался взглянуть на предмет раз мышления с противоположной стороны. Это давало гибкость его уму, приводило к выводу, что прямых путей к истине нет, даже самая большая река образует излучины и делает повороты, что же тогда говорить о человеке и мысли его... Церковные тексты также читались легко, запоминались, но не давили на мозг, оставляя возможность их обдумывать. Без всяко го подрыва основ надрывным сомнением еретиков. Можно же размышлять над предметом, не меняя его, постигать, оставляя его в своей первозданности. Размышлять... Он знал отчетливо, что языки давались ему легко. Следующие — легче предыдущих. Он работал на различиях и похожестях, ста раясь выявить главную суть каждого. Славянский, греческий, араб ский, абагази (диалект греков Колхиды), армянский, латынь, древ не-еврейский, тюркский...— одни языки великих народов и религий, другие — разговорные — были знакомы ему. Владение базовыми языками почти всего мира вели к пониманию всех говорОв, раз новидностей языков, письменных текстов. Но греческий язык все гда оставался первым, на высоте, для других языков недосягаемой. Это был язык его религии, его Византин, города, имя которого он носил и который стал ему вторым после Солуни. Галеоны щли Понтом Евксинским в внДу побережья; шли на север, в порт назначенной первой остановки на долгом пути в Ха- зарию — в полис Херсонес. Внутренний мир Константина был для него ярче мира внешне го. Последний не оставлял его совсем равнодушным; общения с людьми, города, страны, путешествия посуху н морем, картины природы — интересовали его, но в той лишь мере, поскольку с не обходимостью появлялись на его жизнеыном пути... Вот дорога в Хазарию. Причину необходимости поездки Константина-Философа патри арх Фотий объяснил такими словами;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2