Сибирские огни, 1993, № 1-2

дил. Куда? В какое храникище памяти и опыта?.. Он уже не мог четко различать, что он узнал из книг (какие сведения), что по­ черпнул в беседах, на ученых диспутах, какие мысли родились у него самого во время лекций в школе (где он препоДавал), собст­ венных занятий. И только канонические книги святой христианской веры стояли незыблемо, были тем краегольным камнем в основа­ нии всех его мыслен,, с которым соотносилось все бытие. Галеоны взяли курс от Царьграда на север (на полунощь) вдоль берега Черного моря — Понта Евксинского... Долгое плавание не надоедало Константину — даже наоборот... Море плавно качало своей, аквамаринового оттенка, водой ко­ рабль, команда управлялась со снастями... Кругом были небо и море... Константин и Мефодий часто проводили время на палубе. Немногословный старший брат не мешал Константину. Он (Константин-философ) знал, что... Годы учебы, рано понятое свое предназначение — служить «Со­ фии» (мудрости), сведения, мысли, сомнения и откровения авто­ ров всех предыдущих времен и народов — это его жизнь. И кни­ ги... С ними и среди них он был в своей стихии. Он знал, что ему смотреть в них. На какие вопросы искать ответы. Он относился к книгам раскованно: с чем-то соглашался, с чем-то кет. Но не спешил. Возвращался вновь и вновь к непонятому до конца сразу, проверял логику изложения, пытался взглянуть на предмет раз­ мышления с противоположной стороны. Это давало гибкость его уму, приводило к выводу, что прямых путей к истине нет, даже самая большая река образует излучины и делает повороты, что же тогда говорить о человеке и мысли его... Церковные тексты также читались легко, запоминались, но не давили на мозг, оставляя возможность их обдумывать. Без всяко­ го подрыва основ надрывным сомнением еретиков. Можно же размышлять над предметом, не меняя его, постигать, оставляя его в своей первозданности. Размышлять... Он знал отчетливо, что языки давались ему легко. Следующие — легче предыдущих. Он работал на различиях и похожестях, ста­ раясь выявить главную суть каждого. Славянский, греческий, араб­ ский, абагази (диалект греков Колхиды), армянский, латынь, древ­ не-еврейский, тюркский...— одни языки великих народов и религий, другие — разговорные — были знакомы ему. Владение базовыми языками почти всего мира вели к пониманию всех говорОв, раз­ новидностей языков, письменных текстов. Но греческий язык все­ гда оставался первым, на высоте, для других языков недосягаемой. Это был язык его религии, его Византин, города, имя которого он носил и который стал ему вторым после Солуни. Галеоны щли Понтом Евксинским в внДу побережья; шли на север, в порт назначенной первой остановки на долгом пути в Ха- зарию — в полис Херсонес. Внутренний мир Константина был для него ярче мира внешне­ го. Последний не оставлял его совсем равнодушным; общения с людьми, города, страны, путешествия посуху н морем, картины природы — интересовали его, но в той лишь мере, поскольку с не­ обходимостью появлялись на его жизнеыном пути... Вот дорога в Хазарию. Причину необходимости поездки Константина-Философа патри­ арх Фотий объяснил такими словами;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2