Сибирские огни, 1993, № 1-2

летними, так счастливо, что ни один из них не умер. Как жаль, что мы не можем присовокупить подробно­ стей о жизни столь достопамятного подлекаря и сто.ть полезного человека, каков Андреев; но не более ли должно жалеть о том, что не скоро здесь услышат о другом подобном подлекаре? 14. Общее установление, чтобы в весеннее время не стрелять птиц и не убивать зверей, служило в Си­ бири не столько для расположения царства животно­ го, сколько для корысти земской полиции, придирав­ шейся к северным инородцам, которые, за недостат­ ком хлебных или огородных запасов, обыкновенно питались добычами, какие природа по своему хозяй­ ству посылает им на суше, в воде, на воде и в возду­ хе. Чичерин, вникнув в образ северного пропитания, испросил в 1764 г. разрешение стрелять птиц и бить зверей на заливных островах во все времена года, по всей Сибири. 15. Для определения довольства житейского не не­ прилично здесь сказать, что в порядочной городской семье тогда пили, раза по три в день, чай с медом или леденцом, в Иркутской же Сибири чай затуран. На завтраке чарка вина или настойки, для гостя и хозяи­ на, икра и рыба вяленая; на обеде опять чарка, пи­ рог рыбный, щи, уха или пельмени, холодное, каша, молоко с шаньгою или ягодами. На ужине подавались остатки обеда. В столе гостином множество холодных, похлебки из живности, жаркие из гусей, уток, поро­ сят; караваями, кашами и подобною стряпнею обед оканчивался. Если гости много ели, то еще более пи­ ли. Гостиные или праздничные питья: пиво, брага, мед, разные ягодные наливки, а виноградные вина употреблялись только в начальнических домах. Пища постная: грибы, редька, паренки, толокно, рыба и не­ изменный во всякое время квас. Курмач (поджарен­ ный на масле ячмень), который татара разносили по домам для продажи, составлял не пищу, а лакомст­ во детей и сидячих женщин, между завтраком и обе­ дом, между обедом и ужином. Тогда диеты не знали, лекарей не приглашали, да и что за лекаря были? Лечились травами, по преданиям старушьим. Баня, или мыльня, считалась главнейшею лечебницей. Язва венерическая как тайна стыдливости, редко как мзда развратности, усиливалась от незнания диеты и ле­ карства, также от климата. Она распространялась без

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2