Сибирские огни, 1993, № 1-2
и полюбуйтесь чувством их богобоязливости, которую они освящали, так сказать, леса и природу. Расходясь по лесам из первого стана, разделенные партии вы слушивали от главного передовщика наказ ставить становья сперва во имя церквей, потом во имя Свя тых, которых иконы сопутствуют артелям. Соболи, изловленные около первых становьев, назывались Бо жьими, и в свое время отсылались в церкви. Эти правила, исполняемые по Витиму и Лене, были вдох новляемы духом западным, а не киренским. Кирен- ску и Якутску, куда не переставала прибывать сво лочь людей и где нехотя перенималось кое-что из жи лья инородческого, еще не наступали подобные очере ди остепенения. Города срединные, судьбою своего по ложения назначенные к стечениям многолюдным, к помещению полков или немалых воинских команд, видели у себя примеры добродетелей и приличий, не менее того примеры пороков и бесчинств. Они стояли, так сказать, на распутии между добрым и худым. Та кова была жизнь значительных городов страны ис правительной! 5. Это ведет нас к слову о сибирских посадских и коренных поселянах. Прадеды их (нам это известно из достоверных рассказов) издревле считали, во время установленных постов, также посевов яровых и ози мых, и внуки их доныне считают поруганием поста или отвержением небесного благословения, касаться ложа даже брачного. Этот угрюмый, несловоохотный посадский, этот крестьянин с черствым видом, но не сердцем, знаете ли вы, носят в себе тайну благоговей- ности и сострадание к неимущим братиям. Чтобы ис торически засвидетельствовать истину обоих чувств, стоит перенестись в средину Святок. В эти в старину святые дни, а ныне только веселые для дев и молоде жи, в эти дни и по прошествии их, беспомощные или хворые хозяева скудных семей разъезжали по дерев ням из дальних мест и останавливались у ворот за житочных домов. Странник входил с незазорною со вестью и объявлял себя Христославцем. Тотчас затеп ливалась пред образом восковая свеча, вся семья от мала до велика становилась в молитвенном положе нии и с сладостию слушала песнопевца; прославляю щего Рождество Вифлеемского Младенца, Бога Пре- вечного. По пропетии праздничных стихов и по рас сказе затверженного приветствия предлагалась певцу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2