Сибирские огни, 1993, № 1-2

и полюбуйтесь чувством их богобоязливости, которую они освящали, так сказать, леса и природу. Расходясь по лесам из первого стана, разделенные партии вы­ слушивали от главного передовщика наказ ставить становья сперва во имя церквей, потом во имя Свя­ тых, которых иконы сопутствуют артелям. Соболи, изловленные около первых становьев, назывались Бо­ жьими, и в свое время отсылались в церкви. Эти правила, исполняемые по Витиму и Лене, были вдох­ новляемы духом западным, а не киренским. Кирен- ску и Якутску, куда не переставала прибывать сво­ лочь людей и где нехотя перенималось кое-что из жи­ лья инородческого, еще не наступали подобные очере­ ди остепенения. Города срединные, судьбою своего по­ ложения назначенные к стечениям многолюдным, к помещению полков или немалых воинских команд, видели у себя примеры добродетелей и приличий, не менее того примеры пороков и бесчинств. Они стояли, так сказать, на распутии между добрым и худым. Та­ кова была жизнь значительных городов страны ис­ правительной! 5. Это ведет нас к слову о сибирских посадских и коренных поселянах. Прадеды их (нам это известно из достоверных рассказов) издревле считали, во время установленных постов, также посевов яровых и ози­ мых, и внуки их доныне считают поруганием поста или отвержением небесного благословения, касаться ложа даже брачного. Этот угрюмый, несловоохотный посадский, этот крестьянин с черствым видом, но не сердцем, знаете ли вы, носят в себе тайну благоговей- ности и сострадание к неимущим братиям. Чтобы ис­ торически засвидетельствовать истину обоих чувств, стоит перенестись в средину Святок. В эти в старину святые дни, а ныне только веселые для дев и молоде­ жи, в эти дни и по прошествии их, беспомощные или хворые хозяева скудных семей разъезжали по дерев­ ням из дальних мест и останавливались у ворот за­ житочных домов. Странник входил с незазорною со­ вестью и объявлял себя Христославцем. Тотчас затеп­ ливалась пред образом восковая свеча, вся семья от мала до велика становилась в молитвенном положе­ нии и с сладостию слушала песнопевца; прославляю­ щего Рождество Вифлеемского Младенца, Бога Пре- вечного. По пропетии праздничных стихов и по рас­ сказе затверженного приветствия предлагалась певцу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2