Сибирские огни, 1992, № 5-6

й|)актике жизни древних христиан. Перенесемся длй этого на зарю христианской эры и посмотрим, каковы были установки, взгляды и обычаи по отношению брака у тех, которые были поставлены самими апосто­ лами или их ближайшими преемниками. С самого начала христианства брак рассматривает­ ся как таинство. Первое свидетельство об этом имеет­ ся в послании св. Игнатия Антиокийского Поликарпу и затем подтверждается св. Климентом Александрий­ ским и Тертулианом. И, основываясь на словах ап. Павла, что брак есть образ союза Христа и Церкви (Еф. 5. 25—27), пастыри первой христианской Церкви требуют сохранения чи­ стоты и святости брака. Из уважения к святости совершившегося с ними таинства у первых христиан был обычай воздержания в течение всей первой недели после бракосочетания. В этом случае молодые супруги первые дни совмест­ ной жизни посвящали Богоугодным делам и молитве за предстоящий совместный путь к Небесному Цар­ ству. Воздержание же в первую ночь после бракосоче­ тания было обязательным установлением Церкви. Оно было подтверждено постановлением одного из Карфа­ генских соборов, в котором говорится: «Жених и не­ веста, По получении благословения, должны проводить следующую ночь в девстве из благоговения к получен ному благословению». Духовные пастыри первых веков увещевают молсь- дых супругов и в браке хранить целомудрие и воздер­ жание, не поддаваясь соблазнительным обычаям и взглядам окружающего языческого мира. Вот, напри-. мер, какие советы дает св. Климент Александрийский находящимся в браке: «Человеку должно воздержи­ ваться от сладострастия... здесь должны быть мера и граница. Излишнее удовлетворение плоти расслабляет нервы, омрачает чувство и уменьшает силы. Бог хо­ чет, чтобы род человеческий продолжался, но Он не говорит: будьте похотливы. Время для сношения на­ блюдают животные, не имеющие разума. Человеку ли, отличенному разумом, стоять в этом отношении позади их? По руководству разума, время нужно на­ блюдать тем, кому позволено жить с женами: никто не должен сходиться с женою по обычаю петухов, во всякое время, например возвращаясь из церкви или утром с торжища — когда время молитвы, чтения и других дел. Не часто должно быть брачное сношение:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2