Сибирские огни, 1992, № 2

ром Сухова в одну минуту, и сердце забьется силь­ нее, и он станет говорить такое, что вконец обозлит, Алмазова, тот закричит, затопает ногами, начнет де­ лать все, о чем легко и догадливо сообразит Ефим, об этом говорили и раньше, он так и привык рисовать врага, а не иначе, и то, что враг такой, как ожидал увидеть, успокаивающе подействует на Сухова и при­ бавит сил, что необходимы нынче. — Я говорил! говорил!.. — закричит подполков­ ник. — Я говорил, что не надо выводить их из скот­ ского состояния! Пущай бы там пребывали до веку! А все либералы, черт бы их побрал... кадеты, эсеры, и кто там еще? — меньшевики!.. Он прикажет расстрелять Сухова, и тот выйдет из пыточной избы, едва передвигая ноги и еще не пони­ мая того, что скоро случится. Он поймет, когда ока­ жется у стены, темной и плотной, без единой щели, из смолистого лиственничного дерева, на окраине се­ ла. Бог весть, когда появилась стена, высокая и стран­ но отчужденная от окружающего, неизвестно, чему прежде служила, но нынче превратилась в место каз­ ни. Екфим, истерзанный, в крови, заметит наведенные на него стволы винтовок, что будут черно и дерзко смотреть в глаза, не дрогнув ни разу в умелых, при­ выкших к смертной работе руках, и лишь тогда пой­ мет, что уж ничего не будет для него, даже стены, хо­ лод которой так ощущаем ладонями, и крикнет: — Маманя! Маманя!.. — и заплачет обильными, не об­ легчающими душу слезами. Этот крик услышат те, кто стоит близ стены с винтовками наперевес, услы­ шит и подполковник, удивится, но ничего не предпри­ мет, чтоб не дать сотвориться убийству, выстрелы про­ гремят с будничной неторопливостью и четкостью, точно бы им все равно, что творят люди и во имя чего?.. А во имя чего?.. Во имя веры, сказано. Во имя какой веры? В Христа ли, в Будду ли, в другого ли небожителя, а может, в человека, сделавшегося с по­ мощью людей богом?.. А может, во имя веры в воз­ можность чего-то иного, отличного от того, что есть нынче на земле?.. Именно это, последнее, чаще быва­ ет особенно остро и пронзительно и притягивает серд­ ца людей, даже тех, кто полагает не склонным ме­ нять что-либо в душевном своем устройстве. В сущности вера должна быть чистой, незапят­ нанной унижением человека, тем более муками его и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2