Сибирские огни, 1992, № 2
«Социальные идеи», которые мыслились, как деятельйая альтерна тива бездеятельной проповеди, эти идеи, выраженные в своей край ней форме, довели Россию до отчаянья. Предупреждения не были услышаны. Стране понадобилось бро ситься в омут социальных преобразований, которые в теории обеща ли, забывая про немеханистичность, неразгаданность человека, столь скорое и столь безусловное решение вековых проблем; стране пона добилось испытать на себе, болью и кровью своего народа, последст вия этих преобразований, чтобы понять всю безнадежность, безвы- ходность мира распоясавшихся «социальных идей». Теперь-то ясно — в этом мире полно и счастливо (даже зная, что секира занесена и над его головой) живет только фанатик. Мир не может быть миром фанатиков, нормальный человек не может быть фанатиком, и нор мальный человек умирает, не умея лгать, не умея жить придуманны ми идеями. Или его уничтожают, потому что он мешает фанатикам, не укладывается в их стройные схемы. Есть критическая масса духовной культуры и социального благо получия, обеспечивающая защиту общества от аргессии «социальных идей». Нам, увы, до этой массы ох как далеко. Потому-то тревогой пронизана сегодня наша жизнь. Старые вопросы — они и новые вопросы, и на них нужно отве чать. Виктор Шкловский, находясь уже в преклонном возрасте, напи сал: «Мертвые души» не дописаны потому, что их нельзя было во скресить» («Энергия заблуждения»). Шкловский хорошо понял от чаянье Гоголя, но не захотел принять гоголевский мир целиком. Это его утверждение очень спокойное и очень грустное. В старости безна дежность часто бывает спокойной, будто бы мудрой жизнь прожи та, многое высказано и сил бороться больше нет, ведь все равно ни чего не изменишь. У Шкловского нет распутья, нет вопросов, на ко торые еще предстоит ответить, у него есть единственная и невыноси мо прямая дорога — в никуда. Но как быть с надеждой? Старые и умные люди тоже иногда ошибаются. Все-таки. «Куда ж нам плыть?..», обращенное к самим себе, и «Русь, куда ж несешься ты?..», обращенное к Отечеству, из нас да из своего запутанного прошлого состоящему, это две стороны одной ме дали, это один решающий вопрос, ответ на который есть наше буду щее. ■ Когда-то мы поумнеем и захотим жить достойно. Теперь вот поговаривают, что Гоголь был ясновидц'ем. Раньше похожее всюду твердили о Белинском. Как-то мы все из одной край ности — да в другую. Метод ниспровержения одних и возвеличивания других — не правильный метод. Мир многообразен и целен в этом многообразии. Может показаться, чГо Белинский — заблуждавшийся (впрочем, искренне) и слишком прямолинейный, поверхностный человек, а Го голь — добрый, религиозный и дальновидный. Это будет данью тра диции черно-белого изображения мира, то есть ложью. Белинский — явление практически без подтекста, его всегда не трудно разложить по полочкам: вот здесь он был прав, а вот здесь ошибался, история доказала это. Но этим он и симпатичен. Понят ностью своей. Как бес из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Ди- каньки». И это тема исчерпаемая, она уже исчерпана, она уже есть прошлое, которое, даст Бог, не возвратится к нам — нужно лишь знать, никогда не забывать его. История еще ничего не доказала о Гоголе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2