Сибирские огни, 1992, № 2
Ёелинский считал эТй традиции косной патрйархалЫциной, пута ми, связывающими народ по рукам и ногам, мечтал освободить его от этих пут. Мечты были захватывающие, красивые, и мечты эти бы ли в некотором смысле претворены в жизнь в конце концов. И Го голь оказался прав, когда говорил, что образованность, не просве щенная божественной истиной, верой, лишь укрепляет варварство. Теперь это совершенно ясно. Правда, за ясность уплачена слишком дорогая цена, и проблемы иногда кажутся неразрешимыми. Гоголевский идеализм становился трезвым, изживая в себе во сторженную наивность. Слово не всесильно, проповедь иногда бес смысленна, нужно искать другие пути, решил он и разорвал черно вик послания, а ответ написал краткий, без спора по существу, от вет очень спокойный и очень христианский, без назидательных завих рений своих, без указующего перста, торчащего из текста, как с ним случилось раньше, с истинной болью за адресата, с отчаянной на деждой (невысказанной и, разумеется, несбыточной) на будущий компромисс. «А покаместъ помните прежде всего о вашем здоровье. Оставьте на время современные вопросы. Вы потом возвратитесь к ним с большею свежестью, стало быть, и с большею пользою как для себя, так и для них. Желаю вам от всего сердца спокойствия душев ного, первейшего блага, без которого нельзя действовать и поступать разумно ни на каком поприще». , Неистовый Виссарион ничего не понял. Получив письмо, он мель ком бросил: «Какая запутанная речь; да, он должен быть очень не счастлив в эту минуту» (со слов П. В. Анненкова), — и, видимо, счел себя победителем. Иначе бы откуда эта снисходительность? Ведь борцы за прогресс жалеют только поверженного противника. Белин скому оставалось жить несколько месяцев. Печальнее всего это взаимное непонимание, это нежелание пони мать. Вот два русских человека, занявшие непоследние места в исто рии нашей культуры, искренне обеспокоеннные судьбой отечества, искренне любящие свой народ (правда же, больное дитя любишь больше здорового), и вот они начинают разговаривать друг с дру гом, и такое ощущение, что разговаривают два иностранца, каждый знает только свой язык, а толмача нет. Много-много слов, жестов, чувства, а результата никакого. Что тут поделаешь? Сюжет вавилонского столпотворения повторяется с какой-то убийственной закономерностью. России никак не пойдут впрок уроки собственной истории. Искусство размежевания ценится превыше все го. Белинский размежевывался до такой степени, что не захотел про читать статью своего приятеля Грановского, которую тот, то скуя о консолидации всех мыслящих сил, поместил в славянофиль ском «Москвитянине». «Я жид по натуре, и с филистимлянами за од ним столом есть не могу. < ...> Скажи ему (Грановскому. — А. Я .), что я не люблю ни видеться с друзьями в неприличных местах, ни назначать им там свидания», — писал Белинский Герцену. Д а что Белинский! Это эпизод, но эпизод многозначительный, характерный, он тянется у нас не одно столетие, меняются лишь декорации и ис полнители главных ролей. А о современности говорить не нужно. Ничто не ново под луной... Грустно все это. «Как случилось, что я должен обо всем входить в объяснения с читателем, этого я сам не могу понять», — недоуменно развел рука ми Гоголь в «Авторской исповеди». Мессианская проповедь довела Гоголя до отчаянья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2