Сибирские огни, 1992, № 2
ся Белинский на возражавших ему. Достаточно вспомнить его поле мику со своим бывшим товарищем К- Аксаковым, чья «китайская» патриархальщина выводила Белинского из себя. А тут еще сам Го голь, никак не желающий укладываться в прокрустово ложе прогрес- систских концепций, печатает «Выбранные места из переписки с друзьями»... Это было расценено Белинским как настоящее преда тельство. Его пылкое обличительное письмо к Гоголю хорошо известно и прокомментировано, наверное, до запятой. Менее известно ответное послание. Гоголь набросал большой чер новик, но потом порвал его. Черновик был почти полностью восста новлен позднейшими исследователями. Гоголь пытается говорить с Белинским спокойно, подробно и убедительно, будто с маленьким мальчиком, упорствующим в своих шалостях. Шалости эти очень опасны, заразительны, касаются не только личных симпатий и анти патий Белинского, Гоголь пишет об этом, настойчиво растолковывая ему свою правду. «Что до политических событий, само собою умирилось бы обще ство, если бы примиренье было в духе тех, которые имеют влияние на общество. А теперь уста ваши дышат желчью и ненавистью. З а чем вам с вашей пылкою душой вдаваться в этот омут политиче ский, в эти мутные события современности, среди которых и твердая осмотрительная многосторонность теряется? Как же с вашим одно сторонним, пылким, как порох, умом, уже вспыхивающим прежде, чем еще успели узнать, что истина, как вам не потеряться? Вы сгори те, как свечка, и других сожжете», — сокрушается Гоголь. Он против внешних подталкиваний прогресса, причем прогресса, толкуемого чисто горизонтально, материально. Ненасильственная эволюция, согласная с законами природы и общества, наполненная христианским духом, — вот истинный прогресс. «И прогресс, — з а мечает Гоголь, — он тоже был, пока о нем не думали, когда же ста ли ловить его, он и рассыпался». Люди очень самонадеянны. Они стремятся усовершенствовать об щество, забывая в этом святом стремлении про себя. Конечно, намно го проще полюбить всех людей, сострадать дальнему, незнакомому, нежели исполнить свою прямую обязанность относительно ближнего. Людям нравится воображать себя властелинами жизни, поэтому они забывают о небе и очень трепетно относятся к своим идеям и лич- . ным хотениям, в благородстве которых они почему-то уверены. Но придуманное это благородство может вдруг обернуться горем и стра данием для других. Общество «ловит нас в ту ловушку, — пишет Гоголь,—в которую попадают все молодые писатели-, рассуждающие обо всем в мире и человечестве, тогда как довольно забот нам и во круг себя_. Нужно прежде всего их исполнить, тогда общество само собою пойдет хорошо. < ...> Общество образуется само собою, обще ство слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. < ...> Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью н^есного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное ,гражданство». Не обошел Гоголь и задач литературы. Литератор, по его мнению, «должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесто чение и ненависть». Постановка задач литературе — дело, видимо, пустое. Но если Гоголь и Белинский придерживались противополож- 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2