Сибирские огни, 1992, № 2
ничений для них нет, они более логичны и последовательны, нежели их учителя. И вот мыслящая интеллигенция сидит по уютным кабинетам, вы думывает «социальные идеи», под шампанское обсуждает их в кругу своих единомышленников, упивается собственным гуманизмом, а когда в дело вступают Смердяковы и течет первая кровь, а потом вторая, тысячная, интеллигенция страшно пугается, паникует от бес силия остановить разрушительный процесс, который сама же вызва ла, и недоумевает — да что же вы делаете? да при чем здесь мы? мы ведь только думали, размышляли, хотели хорошего, и ничего больше!! Белинский был, в сущности, счастливейшим человеком, он не уви дел революционной практики. Но как же он при своих взглядах и надеждах должен был отнес тись к «Выбранным местам из переписки с друзьями» Гоголя, опуб ликованным в начале 1847 года? Ведь «социальные идеи» предпола гали и определенный взгляд на литературу. Взгляд на нее как, вооб ще говоря, на «партийную» литературу. Именно этот взгляд продик товал Белинскому отношение к первому тому «Мертвых душ». Ему не было дела до того, что думает сам Гоголь о будущем своей эпо пеи, какие выходы из неправильности современного общества грезят ся ему. Гоголь для Белинского великий реалист, и «Мертвые души», прежде всего, художественно верное изображение русской действи тельности, а коль художественно верное, то и никаких выводов из романа, кроме сугубо обличающих, пытаться делать не должно. То есть в рамках концепции Белинского, объективно Гоголь служил де лу политического пробуждения общества, будил совесть, поднимал мыслящих людей на борьбу с деспотией. Что же до субъективных надежд и прозрений автора, то в силу своей «реакционности» они никому не интересны. Художественный талант объективен, он умнее человека, им обладающего, и славу Богу, — считал Белинский. По являлось «гоголевское направление» в русской литературе, сформу лированное Белинским очень узко и тенденциозно. Там было все больше про служение общественным интересам, понимаемым в ре волюционном духе. П. Анненков вспоминал о Белинском: «Он не уставал указывать правильные отношения к ней (поэме «Мертвые души». — А. П.) и устно и печатно, приглашая при всяком случае и слушателей и читателей своих подумать, но подумать иск ренно и серьезно о вопросе, почему являются на Руси типы такого безобразия, какие выведены в поэме, почему могут совершаться на Руси такие невероятные события, к аш е в ней рассказаны; почему могут существовать на Руси, не приводя никого в ужас, такие речи, мнения, взгляды, какие переданы в ней. Белинский думал, что добросовестный ответ на вопрос может сде латься для человека, добывшего его, программой деятельности на остальную жизнь...» Весьма логично. Белинский только не предполагал, что добросове стные ответы на один и тот же вопрос «почему? могут оказаться диаметрально противоположными, и это зависит от множества при чин. Люди вообще при нормальных условиях не желают ходить в колонне, им очень не по душе всякое давление, диктат, и поэтому чего только им не приходится выслушивать от «идеологов», негодую- ьцих на реакционность и общественную тупость тех, кого они возна мерились привести в выдуманное счастье. Нетерпение и нетерпимость — в крови у «идеологов», и это ясно по страсти, с которой набросил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2