Сибирские огни, 1992, № 2
всеобщего сна и самодовольства ощущал некое совестливое движение внутри себя. Направление Белинского, как это ни печально, было на правлением российской мысли того времени. В пору увлечения Шеллингом, в разгар своих московских филосо фических штудий Белинский писал о Гоголе: «После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистей шею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благоде тельнейшее влияние на нравы, как повести г.-Гоголя. О, пред такою нрмственностью я всегда готов падать на колена! В самом деле, кто поймет Ивана Ивановича Перерепенко, тот рассердится, если его на зовут Иваном Ивановичем Перерепенком... Факты говорят громче слов; верное изображение нравственного безобразия могущественнее всех выходок против него...» Надо думать, такое отношение Белинского к его повестям было близко Гоголю, В основе этого отношения лежит понятие эволюции, естественного прогресса, а одним из катализаторов его служит лите ратура. В этом они сходились до самого конца — в отведении лите ратуре вспомогательной, учительной роли в деле просвещения чита теля, поднятия его до уровня личности, достойной будущего гармони ческого общества. Царства Божия на Земле. Литература превраща лась в этакую вкусную приманку для ловли душ человеческих; зада ча же была — поймать и вытащить их куда-то наверх, туда, где солнце, счастье и воздушные храмы с хрустальными дворцами — все эго, понятно, расплывчато, чуть видно в розовом тумане, но очень, очень привлекательно. Научение — благородная задача, но в понятие это Белинский и Гоголь в конце сороковых годов вкладывали совершенно противопо ложный смысл. Следующим кумиром Белинского стал Гегель, тут Белинскому по могли его товарищи, русские гегельянцы, их был целый кружок, ко торый впоследствии развалился на враждебные партии. Гегель еще более укрепил Белинского в его эволюционных идеях, скрепив их известной формулой «все действительное разумно». Уже перебрав шись в Петербург, в «Отечественные записки» к Краевскому, Белин ский пребывал в состоянии «примирения с действительностью», про пагандируя эту идею в статьях своих. О статьях этих он чуть позже даж е слышать не мог. Уже «революционным демократом» зайдя од нажды к Па^ьаеву и заметив на столе у того старую книжку «Отече ственных записок», раскрытую на «Менцеле» (одна из этих статей), Белинский пришел в страшный гнев, спихнул журнал на пол и кри чал: «Что это, вы нарочно хотите поддразнивать меня, подсовывая мне на глаза эту статью? Бы знаете, что я не могу без негодования вспоминать об моих статьях этого времени. Сделайте одолжение, я прошу вас не делать со мною таких вещей», — и ни на какие дово ды хозяина о беспочвенности его подозрений внимания не обращал. Отрицание было полным, в духе Гегеля, вот только до синтеза (если вспомнить гегелеву триаду) Белинский так и не дожил. Переворот произошел где-то в 1841 году, об этом свидетельству ют письма Белинского к Б. П. Боткину. Его коммунистические сим патии остались неизменными до самой смерти (подтверждение чему мы найдем в воспоминаниях Панаева, Анненкова, Гончарова), укреп лялся лишь мировоззренческий фундамент этих симпатий, отступала понемногу на второй план этика, заменяясь «новой правдой, провоз глашаемой экономическими учениями, которая упраздняла все пред ставления старой, отменяемой правды о нравственном, ' добром и благородном на земле и ставила на их место формулы, и тезисы рас- 248
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2