Сибирские огни, 1992, № 2
редкую аферу, а мы уже зйаем, ч+о Ждет его очередное крушение, и что все это не просто так, не пустая прихоть Гоголя, а последова тельно решаемая художественная задача. Намеки-то вполне прозрач ны: «И, может быть, в сем же самом Чичикове,—пишет Гоголь в фи нале первого тома, — страсть, его влекущая, уже не от него, и в хо лодном его существовании заключено то, что потом повергнет его в прах и на колени человека пред мудростью небес». Чтобы преобра зился человек, чтобы явилась в нем новая личность, нужно разру шить в нем старую. Гоголь глубоко верит в свет в каждом человеке, который следует освободить. Первая часть этого процесса совершается во втором томе. Знаки приближения к последнему, критическому переживанию есть — это хотя бы мечты Чичикова после того, как оы сторговал имение у Хло- буева, мечты о честной жизни и разумном хозяйствовании, в самое сердце поразил его своими успехами Костаижогло, А уж в остроге-то — и подавно! \ И вот, спасенный Муразовым, он выезжает из города: «Это был не прежний Чичиков. Это была какая-то развалина прежнего Чичико ва. Можно было сравнить его внутреннее состояние души с разобран ным строеньем, которое разобрано с тем, чтобы строить из него же новое; а новое еще не начиналось, потому что не пришел от архитек тора определительный план и работники остались в недоумении». Разрушение свершилось, и впереди самое трудное — созидание. Са мый коварный вопрос — как?, и он остался без ответа. То есть: в ра зобранном виде оказалась навсегда сама эпопея, «и работники оста лись в недоумении», они кое-что подозревают о конечном виде зд а ния, но — как построить его, не знают. Развалины, развалины. Вообще, по поводу «Мертвых душ» на ум приходит не одна мета фора. Например, образ недостроенного храма. Вот задумал человек возвести великолепный храм, храм Любви, правильный, гармоничный, грандиозный — до головокружения! — такой, что никакой другой с ним не сравнится, пи в какой другой люди не пойдут, а только в этот, и останутся ложные боги без приверженцев, и воцарится во веки ве ков на Земле Любовь. Человеком этим был Гоголь, и задачу себе он поставил великую, нечеловеческую, и бросился истово складывать стены, да что-то странное приключилось,— то ли в душе необходи мой уверенности, спокойствия божественного не нашлось, то ли на смешки глупых людей помешали, только не вышло ничего из этого начинания, и умер архитектор, и стоят после него какие-то руины, в которых лишь с большим усилием прекрасную задумку рассмотреть можно. Сам же Гоголь прозревал будущее своей поэмы вот как: «С нашей стороны, если точно падет обвинение за бледность и невзрачность лиц и характеров, скажем только то, что никогда вначале не видно всего широкого теченья и .объема дела. Въезд в какой бы ни было город, хоть даж е в столицу, всегда как-то бледен: сначала все серо и однообразно: тянутся бесконечные заводы да фабрики, закопченные дымом, а потом уже выглянут углы шестиэтажных домов, магазины, зывески, громадные перспективы улиц все в колокольнях, колоннах, статуях, башнях, с городским блеском, шумом, громом и всем, что на диво произвела рука и мысль человека. Как произвелись первые по купки (Чичикова. — А. П .), читатель уже видел; как пойдет дело д а лее, какие будут удачи и неудачи герою, как придется разрешить и преодолеть ему более .трудные препятствия, как предстанут колос сальные образы, как двигнутся сокровенные рычаги широкой пове- 240
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2