Сибирские огни, 1992, № 2
и когда Гоголь во втором томе «Мертвых душ» предпринял исследо вание ряда русских национальных черт, материалом для дтого вы брав помещичий мир, и черты эти допускали не только заведомо от рицательное толкование, он был попросту освистан. Освистание продолжалось десятки лет, сложился определенный стереотип, кото рый необходимо разрушить. Дело ведь не в том, крестьянин или помещик выбран для изображения какой-то национальной черты, это зависит только от личного опыта художника. Дело в другом -— в том, что наши перспективы во все времена определяются этими чертами, и именно поэтому, на мой взгляд, второй том «Мертвых душ» для нас гораздо современнее первого. И даж е если эти черты редко выражены в действительности в сво их крайних формах, то, несомненно, вместе они составляют нацио нальный характер, смешаны в нем, как в химической реторте. Гоголь скрупулезно исследует его, выделяет основные компоненты, — жела ние дела и отсутствие дела, хлебосольство, сострадание и жестокость, равнодушие к ближнему, традиционную религиозность и страсть к де монстративному ниспровержению Бога, неискоренимую склонность к теоретизированию, которое, бывает, столь разумно на словах, столь оправдано влюбленностью в мечтательное «так будет», и столь раз рушительно, нелепо, преступно на практике, и так далее. «И так д а лее» — довольно обширно. Такие обобщения возникают притом, что многого о замысле и ис чезнувшем в огне исполнении второго тома мы не знаем. А ведь кое- что из сожженного Гоголь читал в узком кругу (по утверждению Л. И. Арнольди, всего девять глав), и знаменитая «калужская губер наторша» А. О. Смирнова-Россет свидетельствовала: «Нечего и гово рить о том, что все читанное Гоголем было несравненно выше, неже ли в оставшемся брульоне. В нем очень много недостает даж е в тех сценах, которые остались без перерывов (брульоном она именует со хранившиеся пять глав). Конечно, Смирнова-Россет лицо пристраст ное, ведь она послужила прототипом одной симпатичной героини вто рого тома, ко отворачиваться на таком основании от ее слов не стоит, она, кажется, обладала незаурядным вкусом, если вспомнить круг ее друзей и близких знакомых и то, как эти люди к ней относились. Но и то, что мы имеем «в оставшемся брульоне», значительно. Сонный Тентетников, механхоличный Платонов, хлебосольный Пе тух, практичный Костанжогло. Последний воистину герой, которого требует наше время, хваткий, трезвомыслящий, настоящий х о з я и н . И не потерявший души при всем при этом, какой-то доброй, чуть- чуть неказистой непосредственности. А чего стоит Петр Петрович Хлобуев — умен, тонко понимает жизнь, и... неприкаян, неумел. Что ни прожект исправления своей ни щей жизни, то такой смешной и невыполнимый, то впору за голову схватиться, ведь недюжинного ума человек. А уж приличия—это та кой бог, такой диктатор: хлеба в доме нет, а шампанское для гостей — всенепременно. Как же не затосковать. «Я не могу адесь боль ше оставаться: мне смерть глядеть на этот беспорядок и запустение». Мучит его этот беспорядок, им же самим наведенный, и хочется страшно его исправить, но — не сегодня, а вот с завтрашнего дня и начнем, обязательно начнем... тоже ведь вечная русская болезнь. А завтра все потечет по-прежнему. И завтра, и послезавтра, и даль ше... до тех пор, пока не — продать это имение к черту, неотложные долги выплатить, а там — Бог даст, кривая вывезет! Полковник Кошкарев тоже протягивает руку нам в сегодняшний день. «Дурак и помешан»,—брезгливо бросает про него Костанжогло,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2