Сибирские огни, 1992, № 2
честный человек, я должен бы оставить перо, даже и тогда, если бы действительно почувствовал позыв ,к нему». Этому максимализму не вольно завидуешь. Ведь, если вдуматься, приведенные слова — это безусловный крест на художественном творчестве, и то, что «Мерт вые души» недописаны—не печальная случайность (ну, там жизни не хватило, «прогрессивных» убеждений и пр.), а железная закономер ность, они и не могли быть дописаны, ибо писать художественно, по Гоголю, разрешено лишь при последней определительности в главных основаниях, а попросту говоря—по достижении в себе идеала, ина че творчество есть заблуждение и прельщение для других, но идеал- то на земле недостижим, вот беда, и это закон движения. Впрочем, очень полезно в этом сомневаться — а вдруг не так? Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но пять глав из ранних редакций остались невредимы, они обычно печатаются в книгах вслед за хрестоматийным первым томом, и прочитать, перечитать их при желаьгаи может каждый. Вот тут-то и возникают «странные сбли женья». Классовое, «марксистско-ленинское» литературоведение раздра женно, или снисходительно, или с издевкой отзывается об остатках второго тома. Это, дескать, отрывки, и вообще Гоголь, написав «Выб ранные места из переписки с друзьями» вдруг стал реакционером, мистиком, и реакционным духом пронизаны эти главки, а дарование изменило ему, ведь дарование — вещь очень чуткая, его нельзя наси ловать, поэтому «реакционные» книги не могут быть написаны та лантливо. Вот и Белинский в своем знаменитом письме... (следуют цитаты из письма), а Гоголь был уже духовно сломлен и ничего убе дительного в ответ сказать не мог, признал, так сказать, свое пора жение, а вот когда он еще был прогрессивным и сатириком, когда обнажал и бичевал, когда был основателем нового направления в русской литературе, направления истинно народного, и далее снова — стандартный «подарочный набор» из Белинского. По поводу мировоззренческой связи второго тома «Мертвых душ» с «Выбранными местами...» — слов нет, это книги одного устремле ния, и Гоголь сам признавался: «Из боязни, что мне не удастся окон чить того сочиненья моего (он был уверен, что умирает.— А. П .), ко торым занята была постоянно мысль моя в течение десяти лет, я имел неосторожность заговорить вперед кое о чем из того, что должно бы ло мне доказать в лице выведенных героев повествовательного сочи нения»,—то есть понятно, каким мыслилось завершение эпопеи, чем должен был венчаться воздвигаемый Гоголем храм. «Выбранные ме ста...»—это переведенный на язык публицистики третий том «Мерт вых душ». Немаловажный нюанс, впрочем, — отсутствие в избегнув ших огня главах романа очень уязвимой назидательности «Выбран ных мест...», указующего перста, того тона, о котором Гоголь ска зал — «мне несвойственный и уж вовсе неприличный еще живущему человеку», и который вполне достаточно для нормального, не одурев шего от «социальных идей» человека объяснил близким дыханием смерти. В претензиях же классовых литературоведов, по меньшей мере, две глупости. Одна—в черно-белом делении литературы на «реакци онную» и «прогрессивную», в непонимании того, что нет в мире ни каких четких границ, а все взаимозависимо и внутренне вполне ло гично эволюционирует — Гоголю даже пришлось написать историю этой своей эволюции, доказывая слепцам очевидное. Другая глупость (она, впрочем, следствие первой) — это убеждение, что лишь «про грессивные» книги могут быть написаны талантливо. Талант все-таки явление нерациональное и не зависит ни от каких установок, убить 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2