Сибирские огни, 1992, № 2
в связи с этим следует опять вспомнить о пострадавших и жертвах преступления. Психическая травма порой бывает такой сильной, что появляется доминанта мести, которая выбивает из личности созидательную в гуманистическом смысле доминанту и формирует криминогенность личности. В кругу пострадавших всег да нужно рассматривать и близких жертве людей, сообразуясь с национальными и культурными традициями. Поэтому анализ в кор ректной, щадящей форме должен охватить всех, заинтересованных в результатах суда. Вся масса насильников и убийц в своем специфическом развитии в непременном порядке проходит стадию цинического созревания. Одни медленнее, другие .быстрее, но каждый истязатель и убийца после принятой от общества ранки или раны, не найдя ни в себе, ни в обществе сил, их залечивающих, сжигает в себе веру в идеа лы, веру, которая, словно сопиально-энергетический позвоночник, ориентировала личность на прямохождение. Идеологически сформированный комплекс веры, независимо, будь то вера в Бога, в коммунизм или во что-то еще, является Фак тором, определяющим культуру личности. Можем ли мы убийцу или истязателя воспринимать, как личность культурную, даж е ес ли он обнаруживает и.зыскянные манеры и глубокие знания? Мы можем ошибаться в этом человеке и принимать его за культурно го до тех пор, пока не узнаем о его пороке. Конечно, можно вести философские споры о культуре, но «культура насильника» — всег да безнравственная культура, с исчезновением нравственности ис чезает культура*. Так вот, подобные раны очень часто наносят жертвам и их окружению преступники, хотя не только они, И здесь, как в приключенческом фильме про оборотней, в какой-то момент «оборотнем» становится пострадавший человек. Питающим насильственную среду источником является онигили- зированная** молодежь. Отвержение сложившихся устоев, отрица ние идеалов общества, его ведущих принципов существования по буждают ее к демонстрации этого в своем повелении, что прояв ляется в хулиганстве, в циничных суждениях. Молодежная соци альная оппозипия ишет дилеров и находит их, к сожалению, очень часто в «видавших виды» рецидивистах. Работа с молодежью — это самостоятельный раздел огромной социальной работы, пока же рассмотрим, что можно сделать с опытной частью населения страны, имея в виду преступный опыт. Вся система санкционированных сроков отбывания наказания никак научно не обоснована и. Фактически, чисто условна. П оэтому возникает «недолеченность» пораженных крплч-агентом и осужден ных людей, что и является источником распространения криминаль ности при их освобождении. Так что, стоит ли удивляться, что про явление преступного репидива социально эпидемично? Ведь мы «сознательно» (в рамках государства) распространяем заразу__н^ силия. Но тем не менее общество не принимает мер по ликвидации этой эпидемии, наверное, только потому, что криминологи не удосужи лись научно обосновать, что цинизм и склонность к насилию — это очень опасное «инФекпионное» заболевание соттиальных масс, толь ко не в биологическом пространстве, я в пространстве обществен ных отношений, в социальном пространстве. К сожалению, и здесь • В гуманистическом смысле, ** От слова «нигилизм».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2