Сибирские огни, 1992, № 2
он уже имеет. Если такой вопрос задает школьник — один ответ, если человек, который имеет малое образование, — другой, если че ловек с высшим образованием — третий; естественно, надо учиты вать и чисто житейский опыт. Поэтому универсального ответа, пожа луй, неГ. Но мне кажется, что если уж говорить о нашем, россий ском человеке, то он должен познакомиться с Евангелием, и, по крайней мере, попытаться ответить на те вопросы, которые у него возникнут. И обязательно поговорить с человеком, объяснить ему. Самое же сложное — убедить того человека, который уже сыт. Ведь иные интересуются по принципу — чем бы заняться? Это происходит от лени, от скуки, от моды. И таких навряд ли когда убедишь. Со вершенно другое дело, когда видишь искреннее искание, когда у че ловека душа болит, когда он видит бессмысленность проходящей жизни — в таком случае есть о чем говорить. Существует представление, что вера, просто так, по произволь ному желанию, не может появиться, что ее нужно заслужить, пройти какой-то путь. Так ли это? — Наверное. Но одновременно это и тайна, которая скрыта от нас. Мы не знаем в силу каких внутренних, может быть, индивиду альных свойств души человека или особого подсознательного про цесса обнаруживается в человеке вера. Нельзя заставить себя ве рить. Но для многих людей, которые привыкли к рациональному вос приятию жизни, большое значение может иметь апологетика, т. е. чисто рациональные рассуждения, которые помогают убрать с пути некие камни. У других же возникают препятствия иного порядка. Это — хлад души и вот здесь, действительно, трудно. Человек, ка жется, все понимает, все приемлет, а веры — нет. Причина, как мне видится, не в прирожденных-свойствах, а в том, что мы часто за глушаем в себе тот росток жизни, который получает каждый из нас от рождения. Чем заглушаем? Прежде всего, страстями, а особенно незаметно и сильно — суетой. Из этого состояния растет некое мне ние о себе, т. е. на обычном языке — самомнение. Это чувство и это состояние являются самым сильным и самым страшным препятстви ем на пути человека к вере и ко Христу. Иными словами — уверен ность в собственной хорошести. А Христос не случайно в Евангелии сказал: «Как вы можете иметь веру, славу друг от друга принимая». Славу — значит, «мнение о себе». Вот, оказывается, где главное пре пятствие, которое стоит на пути принятия человеком веры в Бога и, особенно, Христа, потому что вера в Бога намного менее обязывает человека, чем вера во Христа. Последняя требует принять то, что я нахожусь в таком состоянии, что меня требуется спасать. Это уяз вляет мое самолюбие, мою самость. А вера в Бога этого не обяза тельно требует. Ведь как иногда думают? Я не очень хорош, но я могу быть более совершенным, но Бог поможет. А признание Христа требует признать и себя, как требующего спасения. Вот здесь-то и борение в душе человека. На вопросы Отвечает архиепископ Тихон - - Как вы оцениваете постановление правительства РСФСР о за прещении распространения религии в общеобразовательных школах? — Думаю, что это плохо. Согласно постановлению, преподавание религии может вестись только факультативно, если нас будут при глашать. Очевидно, нужно добиваться, чтобы Закон Божий был вве ден в школьные программы, но в то же время, я понимаю, и у пра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2