Сибирские огни, 1992, № 2
об истинном положении дел на моей родине, о которой болит душа. Мы — единомьлшленники, единоверцы. Последнее слово, сказанное Владимиром Дмитриевичем, как мне кажется, объясняет многое. Народ в тяжиую годину может сплотить только единая вера. Как выразился, заканчивая свой доклад Михаил Антонов: «Один Бог, одна Церковь, и одна Россия». А теперь — сам доклад. К сожалению, из-за недостатка места, в сокращенном варианте. Михаил Антонов. Я, естественно, буду говорить лишь о Русской Православной Церкви, к которой принадлежу, предоставляя судить о других вероисповеданиях тем, кому они ближе. Позвольте- начать со ссылки на авторитет. Недавно мне довелось быть в Почаевской лавре и принимать участие в международной конференции, где рас сматривалось положение православия Западной Украины в связи с экспансией католицизма и бесчинствами униатов. В числе участников конференции был Епископ Американской Автокефальной Православ ной Церкви Василий Родзянко, внук того самого Родзянко, известно го по истории нашего Отечества. В одном из своих интервью он ска зал: «Россия стоит ныне на грани распада, и Русская Православная Церковь — это стержень, способный объединить всех, объединить страну и вывести ее из кризиса». В связи с сказанным экспансия католицизма в нашу страну не выглядит случайной. Она имеет не только религиозные, но социально- экономические корни и политическую основу. Поясню свою мысль. Как известно, в нашей стране в качестве генеральной линии соци ально-экономического развития провозглашен переход к рынку. Сле довательно, весь вопрос в том, к какому рынку мы переходим. С моей точки зрения, их сейчас может быть три типа. Первый — ком прадорский, когда власть в стране берут те, кто строит свою полити ку на распродаже национального достояния иностранному капиталу. Второй — хищнически-паразитический, когда господство будет при надлежать отечественным мафиям. Рынок может быть и просвещен но-патриотическим, нацеленным на возрождение разрушенной эконо мики и культуры России. По современному духовно-нраветвенному состоянию нашего об щества вероятней всего симбиоз первых двух типов рынка, т. е. ком прадорского и хищническо-паразитического. А соответствует этому симбиозу более всего строй капитализма конца девятнадцатого века. Я думаю, что в этой аудитории не нужно пояснять, что капитализм — это общество протестантской этики. Русский же народ, воспитан ный на православии, всегда отличался удивительной антибуржуаз ностью. Православие, в его чистом виде, не совместимо ни с социа лизмом, как с утопическим обществом всеобщего равенства, или, как говорил Достоевский, с попыткой построить царство небесное на зем ле, но без Бога и против Него, ни с капитализмом, как обществом жесточайшей эксплуатации человека человеком. Всем известно, что Отцы Церкв.и осуждали взимание процентов на капитал, а вместе с тем осуждали и всю систему, основанную на этом методе капитали стической эксплуатации. Но все это было давно, в святоотеческие времена. Затем, как вы знаете, христианство раскололось на православие и католицизм. И католицизм, соблазнившись идеей земного царства, открывает дорогу к капитализму. Но опыт показывает, что капита лизм не получил самого высокого развития в странах католического вероисповедания, и лишь протестантизм с его обмирщением христи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2