Сибирские огни, 1992, № 2
Первый раз я был арестован в 1963 году по статье за антисовет скую пропаганду. Пропаганда эта заключалась в том, что мы, не сколько студентов, создали литературное общество молодежи (ЛОМ). Читали, спорили, наивно полагали, что все наши беды про исходят оттого, что совершается «отступление от истинного марк сизма». Это оказалось вполне достаточным для ареста. Меня исклю чили из комсомола, из университета, но, из тюрьмы вскоре выпусти ли. Дальше было участие в политических процессах, в демократиче ском движении, говоря иными словами, мы боролись за то, о чем се годня толкуют на в-сех перекрестках. Последовал второй арест и по той же самой статье, за антисоветскую деятельность, меня осудили на семь лет. Благодаря этим преследованиям во мне произошел внут ренний перелом. Опыт духовной жизни становился для меня все важ нее. Я стал интересоваться индуизмом, мусульманством и постепенно нащупывал дорогу к православию.- И вот какая интересная законо мерность: чем ближе я подступал к религии, тем дальше, теряя пер востепенное значение, отходила от меня политика. Я начинал осозна вать, что всякая политика — дело временное, а Истина — вечна. Сказались, конечно, и мои встречи с самыми разными людьми, кото рые оставили немалый след в моей жизни. Один из них — профессор нашего университета Николай Петрович Соколов, ныне уже покой ный. Он закончил в свое время Санкт-Петербургский университет и вел у нас курс научного атеизма. Но вел весьма своеобразно, требо вал, чтобы на столе перед каждым студентом лежали Евангелие, Библия, чтобы мы могли читать, могли понимать и могли что-то го ворить о Священном Писании. Я не думаю, что он был верующим (когда-то состоял в партии эсеров), но и атеистом, во всяком случае, он тоже не был. Маленькое зернышко, которое он заложил, помогло мне увидеть духовные ценности православного,'отеческого понимания религиозного смысла жизни. Когда меня арестовали во второй раз, я уже считал себя православным, постоянно посещал храм. Попав в тюрьму, а затем в лагерь, я встретился с массой самого разного рода политических и религиозных взглядов, начиная от лево го или правого, марксизма, национал-социализма, монархизма и до различных религиозных сектантских направлений. Но выбор мой, единственно верный, был уже сделан. Мы, православные, постоянно собирались в лагере, молились, даж е праздновали праздники _(напри- мер. Рождество и Пасху). Собираться нам было запрещено,* стоять на одном месте группой тоже не разрешалось, поэтому мы ходили и на ходу молились. К слову сказать, в тюрьме было такое поверье, что Господь не оставляет эти страшные места своим покровом и по сылает священника. Насколько я помню, в лагере всегда находился какой-то священник. По разным причинам они туда попадали, но тем не менее всегда существовало духовное окормление, и совершалась исповедь, творилась молитва, ' Как я истово молился в лагере! После этого я уже двенадцать лет священник русской Православной Церкви, но я, к сожалению, не мо 1 -у сказать, что у меня сейчас такое же молитвенное состояние, ка кое я пережил там. Наверное, это легко объяснить суровыми усло виями, они всегда вызывают особое духовное состояние, помогают обращаться к истинному свету, к той благости, которую дает Христос. Матушка моя, оставшаяся с двумя детьми, претерпела тоже не мало. Когда я был в лагере, у меня умер сын. И вот матушка моя, встречая бывших заключенных, еще из сталинских лагерей, рассказы вая о том. что муж ее в лагере, нередко слышала вопрос: «А он ве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2