Сибирские огни, 1992, № 2
истинно православными. Кстати, среди простого народа это и имеет место. И я думаю, что они более счастливые люди, чем мы, приоб ретающие что-то в великих борениях и часто очень многое при этом теряющие. Поэтому такое православие наше бывает ущербным, не полноценным, а у простой крестьянки оно намного чище и совер шенней. М. Щ. Как бы в продолжение, а если точнее, в дополнение к раз* мышлениям А. И. Осипова, состоялся на съезде разговор о том, как приходят в Церковь наши современники. Своим опытом духовных исканий поделились владыка Тихон и о. Софроний, гости из Аргенти ны Дмитрий и Светлана Беликовы. Каждый из этих искренних и ду шевных рассказов заслуживает внимания, но и среди них особой пронзительностью и необычностью выделяется рассказ отца Михаила (Капранова) из Барнаула. Мне кажется, что в нем, как в капле во ды, отразились многие искания и даж е метания нашей интеллигенции, которая по наитию, со срывами и ошибками, заплачивая порой вы сокую и трагичную цену, прорывалась к Истине. Самое же удиви тельное в том, что эта часть интеллигенции, уже в наше время, по вторила путь, пройденный до нее частью же русской интеллигенции в конце прошлого начале нынешнего веков. А именно; от марксизма — к православию. Об этом говорил и писал отец Сергий Булгаков («Карл Маркс, как религиозный тип»), Михаил Пришвин, да и мно гие другие... — теперь об этом, при желании, всегда можно прочи тать. , Послушаем же нашего современника. Отец Михаил (Капранов) Опыт жизни духовной, жизни православной всегда очень сложен. Для меня он избирался среди многих путей. Родился я в православ ной семье, но, как говорит народная мудрость, родители мои были такими православными, которые на вопрос: «как часто вы посещаете храм?» отвечали: «часто, как ни придем, все «Христос воскресе» по ют». Иконы в доме были, но были где-то спрятаны, далеко, втайне. Поэтому видеть, познать ценность православия представляло нема лую сложность психологически и физически даже. Детские воспоми нания у меня связаны во многом с посещением храма: толкотня, суе та, воздух тяжелый, я даж е терял сознание. Единственное светлое воспоминание: мы идем из храма, мама нас ведет, и я теряю на мо стике через ручей туфельку. А храм представлялся как что-то тяже лое, трудное — до сих пор это остается для меня загадкой. Понадо бились годы учебы, годы участия в политических акциях, что бы осмыслить свое личное духовное состояние и общее духовное со стояние Отечества. Я прошел, как и большинство моих сверстников, и пионерскую, и комсомольскую организации, то есть был как все. Учился в Нижегородском университете имени Лобачевского, а затем —■в академии имени Раевского. Напротив основного корпуса уни верситета находилась тюрьма, начальником которой был некий Раев ский. Студенты шутили: «Сначала мы заканчиваем университет Л о бачевского, а квалификацию повышаем в академии Раевского». В шутке этой была доля правды. Когда я действительно попал в эту «академию», то из окна камеры мог увидеть родной университет. В это странное и страшное перемещение вместилось все: и боль, и тра гедия, и мука, но, как ни странно, засиял и свет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2