Сибирские огни, 1992, № 2

йость, автономию. Они стали как бы независимы друг от другй, вошли в противоречие, в противоборство друг с другом. Мы видим это противоборство и в своей личной жизни, видим, что оно налагает глубокий отпечаток на всю духовную жизнь. Христианство утверждает наличие в человеке так называемого «первородного греха. Что под этим подразумевается? Разломан- ность, расщепленность, раздвоенность, как хотите. Отсюда трудность в достижении человеком истинного пути в жизни. Именно этим, о христианской точки зрения, объясняется то многообразие религиозных путей, которые мы видим в истории чеяовечества, то есть естествен­ ное, так называемое, богоискание. Он (Человек) ищет, но будучи постоянно оборим своими похотями тела и сердца, он зачастую ста­ новится рабом и уходит в другую сторону. Я кратко указал лишь на рациональный путь человека к право­ славию, но не менее важен путь духовный, ведь многие рождаются и умирают в православии, дерзну сказать, так и не став православными. Многие приходят в православную церковь, принимают Крещение, но так и не становятся православными. И этот другой, духовный путь, он очень закрыт от людей, особенно интересующихся рациональной стороной. Мало людей, которые интересуются духовностью и путями достижения этой духовности, бедь христианство, православие, состоит в правильном отношении человека к Богу. В чем эта правильность? Это вопрос вопросов. Где тот критерий, по которому мы можем су­ дить, что находимся в правильной связи с Богом? Православие утверждает один, но чрезвычайный, в высшей сте­ пени важный, критерий. Преподобный Сысой Великий говорил, что плачущий о грехах своих выше того, кто одним словам воскрешает из мертвых. Христианство утверждает, что мы находимся в повреж­ дении, и тот, кто не видит этого повреждения, тот, следовательно, ' уходит или далек от православия. Нет в том православия, кто не видит, насколько он поврежден. Почему? Д а потому, что человеку, не увидевшему насколько он поврежден, не нужен Христос. Такой человек думает: меня нечего спасать! Путь именно духовной жизни — путь самый главный. Прекрасно можно понять, что рациональный путь движения человека к право­ славию, в котором он проходит следующие ступени: ступень атеиз­ ма, ступень многообразия, затем — православие среди других хри­ стианских конфессий — он для многих людей является реальным. И многие именно так и приходят к православию. Но, повторяю еще раз, если при этом вера остается на чисто рациональном уровне, если она не сопряжена с правильной духовной жизнью, если она сущест­ вует без искренней молитвы и исполнения заповедей, то человек не может прийти к духовности. А без нее он никаким членом право­ славной Церкви быть не может. Опыт Церкви говорит: многие были великими подвижниками, а оказывались в глубочайшей «прелести». Таковых оплакивали, за таких молились. Это были монахи, подвиж­ ники, аскеты. Они часто предсказывали, имели дар предвидения. И... их оплакивали! Вот где существо. Вот где истинная православная Церковь, истинная православная вера. Там, где есть сочетание ра­ ционального пути с духовным, там есть надежда на пребывание че­ ловека в православной Церкви. Конечно, нужно сказать, что рациональный путь нужен далеко не всем. Есть люди, счастливые люди, можно им позавидовать самой доброй завистью, для которых не нужны доказательства, которые в искреннем исполнении молитвы, в искреннем исполнении Евангелия уже приходят к Богу, приходят к истинной духовности, становятся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2