Сибирские огни, 1992, № 2
йость, автономию. Они стали как бы независимы друг от другй, вошли в противоречие, в противоборство друг с другом. Мы видим это противоборство и в своей личной жизни, видим, что оно налагает глубокий отпечаток на всю духовную жизнь. Христианство утверждает наличие в человеке так называемого «первородного греха. Что под этим подразумевается? Разломан- ность, расщепленность, раздвоенность, как хотите. Отсюда трудность в достижении человеком истинного пути в жизни. Именно этим, о христианской точки зрения, объясняется то многообразие религиозных путей, которые мы видим в истории чеяовечества, то есть естествен ное, так называемое, богоискание. Он (Человек) ищет, но будучи постоянно оборим своими похотями тела и сердца, он зачастую ста новится рабом и уходит в другую сторону. Я кратко указал лишь на рациональный путь человека к право славию, но не менее важен путь духовный, ведь многие рождаются и умирают в православии, дерзну сказать, так и не став православными. Многие приходят в православную церковь, принимают Крещение, но так и не становятся православными. И этот другой, духовный путь, он очень закрыт от людей, особенно интересующихся рациональной стороной. Мало людей, которые интересуются духовностью и путями достижения этой духовности, бедь христианство, православие, состоит в правильном отношении человека к Богу. В чем эта правильность? Это вопрос вопросов. Где тот критерий, по которому мы можем су дить, что находимся в правильной связи с Богом? Православие утверждает один, но чрезвычайный, в высшей сте пени важный, критерий. Преподобный Сысой Великий говорил, что плачущий о грехах своих выше того, кто одним словам воскрешает из мертвых. Христианство утверждает, что мы находимся в повреж дении, и тот, кто не видит этого повреждения, тот, следовательно, ' уходит или далек от православия. Нет в том православия, кто не видит, насколько он поврежден. Почему? Д а потому, что человеку, не увидевшему насколько он поврежден, не нужен Христос. Такой человек думает: меня нечего спасать! Путь именно духовной жизни — путь самый главный. Прекрасно можно понять, что рациональный путь движения человека к право славию, в котором он проходит следующие ступени: ступень атеиз ма, ступень многообразия, затем — православие среди других хри стианских конфессий — он для многих людей является реальным. И многие именно так и приходят к православию. Но, повторяю еще раз, если при этом вера остается на чисто рациональном уровне, если она не сопряжена с правильной духовной жизнью, если она сущест вует без искренней молитвы и исполнения заповедей, то человек не может прийти к духовности. А без нее он никаким членом право славной Церкви быть не может. Опыт Церкви говорит: многие были великими подвижниками, а оказывались в глубочайшей «прелести». Таковых оплакивали, за таких молились. Это были монахи, подвиж ники, аскеты. Они часто предсказывали, имели дар предвидения. И... их оплакивали! Вот где существо. Вот где истинная православная Церковь, истинная православная вера. Там, где есть сочетание ра ционального пути с духовным, там есть надежда на пребывание че ловека в православной Церкви. Конечно, нужно сказать, что рациональный путь нужен далеко не всем. Есть люди, счастливые люди, можно им позавидовать самой доброй завистью, для которых не нужны доказательства, которые в искреннем исполнении молитвы, в искреннем исполнении Евангелия уже приходят к Богу, приходят к истинной духовности, становятся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2